Взаимоотношения науки и техники. Научно–техническая революция и дальнейшие перспективы научно – технического прогресса
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Философия науки и философия техники – это соотношение определения концепциями, которые сложились на этот счет:
техника – прикладная наука;
процессы развития науки и техники рассм. как автономные, но скоординированные;
наука в целом развивалась, ориентируясь на развитие технических аппаратов и инструментов;
техника науки во все времена обгоняла технику повседневной жизни;
до конца XIX века регулярного применения науч. знаний не было. А в современном состоянии такое регулярное применение явл. характерной чертой.
Недостаток: отсутствие универсального, общего характера, они работали только на определенных этапах.
Проблемы техники. Ее положительное воздействие неоспоримо, но возрос интерес и к другим последствиям, к ее социальным и биологическим аспектам. Изучается философами, социологами, антропологами.
Соотношение и различение естественного и искусственного. Техника, как правило, имеет физ-хим природу, хотя сейчас есть и биологические технологии. При этом в принципе не отличаются от природных явлений. Техника вооружает чел, делает его более сильным, быстрым, здоровым. В то же время она его ослабляет, укорачивает жизнь, ведет к болезни. Признается необходимость поиска оптимального сочетания разнообразных последствий технического бытия.
Взаимоотношение техники и науки. Техника раньше понималась как прикладная наука, в основном прикл. естествознание. Теперь она оказывает большое влияние на науку. Сама преобразовалась в нечто. В отличие от научного подхода техника не есть охота за знанием, а стремление действовать, производить аппараты и технологии. Пока в основном у нас учат естественно-научному подходу, а не искусственно-техническому.
Проблема оценки техники. Необходима оценка техники, сопоставление альтернатив, предотвращение нежелательных последствий.
НТР – совершилась в 40гг. XX в. – качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. Это перестройка всего технического базиса и технического способа производства.
Основные черты НТР:
превращение науки в непосредственную производительную силу;
наступление принципиально нового этапа общественного разделения труда (подетальная);
качественные преобразования всех элементов производительных сил (предметы труда, орудия производства, работники);
изменение характера и содержания труда, существенное возрастание в нем творческих элементов;
возникновение и развитие материально – технических предпосылок преодоления существенных различий м/у умственным и физическим трудом, м/у производственной и непроизводственной сферой, м/у городом и деревней;
создание новых источников энергии и искусств. Материалов с заранее заданными свойствами;
кардинальное повышение соц. и эконом. значения информационной деятельности как средства для обеспечения научной организации управления общественным производством (гигантское развитие);
рост уровня общего и специального образования и культуры людей, увеличение свободного времени;
возрастание взаимодействия наук, комплексное исследование сложных проблем, а также роли общественных и гуманитарных наук;
резкое ускорение темпов общественного прогресса и дальнейшая интернационализация всей человеческой деятельности, вплоть до масштабов всей планеты;
возникновение и развитие экологических проблем;
глобализация проблем человечества.