Взаимосвязь чувственного и рационального мышления
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Чувственное и рациональное мышление находятся в неразрывном единстве и взаимодействии. В их сложном взаимодействии обнаруживается 2 типа деятельности:
практическая деятельность в широком смысле.
деятельность, специально направленная на создание знаний, на продуцирование понятий, т.е. теоретическая деятельность как особый вид умственного труда. Обратим внимание на действия, кот имеют место в процессе образования чувственных понятий.
Взаимосвязанные действия отвлечения, сравнения и сопоставления, выделение того общего свойства, которое присуще необозримому множеству предметов и целым классам предметов, в философии именуется абстрагированием, а результаты абстрагирования — абстракциями.
Теоретическое познание различает структурные объяснения, отвечает на вопрос, как устроен объект; функциональные объяснение — как действует и функционирует объект; причинные - почему возникло данное явление, почему именно данный набор фактов привел к такому-то следствию. При этом в процессе объяснения мы используем уже имеющиеся знания для объяснения других.
Переход от более общих знаний к более конкретным и эмпирическим и составляет процедуру объяснения. Знания, которые служат основанием для объяснения, называются объясняющими. Знания, кот ими обосновываются - объясняемыми. В качестве объясняющего могут выступать как закономерные так и отдельные факты.
Рационализм — учение в теоретическом познании, согласно которой всеобщность и необходимость — логические признаки всеобщего знания - не могут быть выведены из опыта и его обобщений.
Они могут быть почерпнуты из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения (Декарт), либо из понятий, существуют только в виде задатков, предрасположений ума. Опыт стимулирует из проявление. (Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг.)