... > Философия > Взаимосвязь науки, философии...

Взаимосвязь науки, философии и религиозных учений

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Гносеологический аспект Эпистемологический аспект Онтологический аспект Этический и эсхатологический (учение о конце мира) аспекты Психологический аспект
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Гносеологический аспект

Анализ научных, философских и религиозных учений показывает, что «вера» как недоказуемое рационально-эмпирическим путем знание (убеждения, постулаты аксиомы) и «знание» как доказуемое рационально-эмпирическим путем знание присутствуют во всех трех формах.

С одной стороны, даже такие исконно научные области знания как математика и естественные науки в своих основаниях покоятся на постулатах и аксиомах. С другой стороны, религиозные учения основаны на результатах исследований исторической Н., логике, герменевтике и Ф. На логико-философском уровне создавались варианты решения теологических проблем природы добра и зла, доказательств бытия Бога, Святой Троицы.

С одной стороны Бoг непознаваем во всей своей полноте Абсолютного бытия. С другой стороны непознаваемы во всей полноте природа и человек в рамках атеистического научного мировоззрения (о пределах рационально-эмпирического познания природы и человека.

Существенно отметить также что важная область философской теории познания - герменевтика (учение о познании смысла текстов) зародилась, и сформировалась в недрах религиозной философской мысли в результате синтеза философско-научных знаний, особенно логики Аристотеля и теологии.

Философия для теологии и для науки, является не источником знаний о мироустройстве, а источником обогащения познавательного инструментария, используемого при толкованиях священного писания и священных преданий в теологии и организации познавательной деятельности и знания в науке.

Эпистемологический аспект

Принципиальная черта НЗ – его системность. Поскольку все философские и религиозные учения представлены в форме той или иной системы, то они в этом смысле научны и вместе с этим взаимосвязаны по форме - все научные, философские и религиозные учения есть системы знания.

Другая черта научного учения - его преемственность. Тогда, есть возможность установить эпистемологические отличия: научные учения почти все преемственны и изменчивы (не догматичны), философские учения только отчасти преемственны (от одной системы к другой переносятся отдельные проблемы и их решения) и весьма догматичны, религиозные учения практически не преемственны и догматичны (новшества и отклонения в них резко порицаются как ереси)

Онтологический аспект

При всех современных успехах наук наиболее важные вопросы науки, философии и религии, остались равным образом предметом всех областей человеческого знания: 1) Есть ли в мироздания Высшее разумное существо, или Абсолютное бытие? 2) Почему и как произошли Вселенная и Ч.? 3) Какой будет конечная судьба Вселенной и Человечества? 4) Что есть Ч. и в чем смысл его существования? 5) Какова природа нравственных поступков Ч.?

Вначале следует сказать, что вопрос о существовании Бога вполне научный. С логико-методологической точки зрения нет никаких оснований считать человека наиболее разумным существом во Вселенной и нет никаких оснований отвергать возможность существования Творца всей Вселенной.

В отношении доказательств бытия Бога религиозный человек не нуждается в доказательствах основ своей веры. Философ при постановке вопроса о доказательстве бытия Бога встает неизбежно на философскую позицию сомнения, переоценки ценностей. Вначале он переходит от догматического религиозного учения в сферу свободного философского мышления, а затем если доказательства представляются ему убедительными, он возвращается вновь в сферу религиозного учения.

Эти учения всегда сходились на общем вопросе происхождения Вселенной и человека. В религиозных учениях вопрос решается догматически; в философских - либо критически, либо метафизически; в научных - гипотетически. Несмотря на большие успехи в теоретическом оснащении теорий (генетика, молекулярная биология, биология), они не в состоянии объяснить: как возможно порождение простым более сложного от простейших атомных систем до простейших живых организмов, а о них к Ч.

Этический и эсхатологический (учение о конце мира) аспекты

Нравственное поведение человека, добро и зло не находят оснований в конкретных позитивных науках. Этика является безусловным приоритетом философских и религиозных учении.

В религиозной философии особое место занимал вопрос радикального постижения природы добра и зла. Это связано с тем, что философски мыслящий человек должен был найти объяснение парадоксальной ситуации существования зла в мире при всемогущем, всезнающем и всеблагом Боге. Результатов рационально-философского осмысления этой проблемы немало, но важно, что все они именно результат приложений философских учений к религиозным учениям. Так, например, в результате философского анализа Августин Аврелий пришел к утверждению, что мерой добра является мера бытия, а мерой зла - отсутствие бытия. Фома Аквинский утверждал, что зло есть необходимый элемент гармонии сотворенного Богом мира.

В наше время наука и технология пришли к неизбежному взаимодействию с философскими и религиозными учениями. Без привлечения философского и религиозного мировоззрения призывы к сохранению природы и жизни на Земле не находят убедительных обоснований с научной точки зрения.

Психологический аспект

Общей чертой всех принципиально различных картин мира в каждую историческую эпоху – их практически полная завершенность. В силу этого во все времена человек, живя в изменчивом мире, стремился к наиболее устойчивым, т. е. догматическим учениям. В этом психологическом отношении религиозные учения наиболее привлекательны для души человека.