Взаимосвязь науки, философии и религиозных учений
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Нам важно твое мнение
Остался ли ты доволен контентом, который опубликован на этой странице?
Спасибо, принято!
Напиши, что не так с вопросом в форме обратной связи, мы постараемся разобраться в ближайшее время.
Гносеологический аспект
Анализ научных, философских и религиозных учений показывает, что «вера» как недоказуемое рационально-эмпирическим путем знание (убеждения, постулаты аксиомы) и «знание» как доказуемое рационально-эмпирическим путем знание присутствуют во всех трех формах.
С одной стороны, даже такие исконно научные области знания как математика и естественные науки в своих основаниях покоятся на постулатах и аксиомах. С другой стороны, религиозные учения основаны на результатах исследований исторической Н., логике, герменевтике и Ф. На логико-философском уровне создавались варианты решения теологических проблем природы добра и зла, доказательств бытия Бога, Святой Троицы.
С одной стороны Бoг непознаваем во всей своей полноте Абсолютного бытия. С другой стороны непознаваемы во всей полноте природа и человек в рамках атеистического научного мировоззрения (о пределах рационально-эмпирического познания природы и человека.
Существенно отметить также что важная область философской теории познания - герменевтика (учение о познании смысла текстов) зародилась, и сформировалась в недрах религиозной философской мысли в результате синтеза философско-научных знаний, особенно логики Аристотеля и теологии.
Философия для теологии и для науки, является не источником знаний о мироустройстве, а источником обогащения познавательного инструментария, используемого при толкованиях священного писания и священных преданий в теологии и организации познавательной деятельности и знания в науке.
Эпистемологический аспект
Принципиальная черта НЗ – его системность. Поскольку все философские и религиозные учения представлены в форме той или иной системы, то они в этом смысле научны и вместе с этим взаимосвязаны по форме - все научные, философские и религиозные учения есть системы знания.
Другая черта научного учения - его преемственность. Тогда, есть возможность установить эпистемологические отличия: научные учения почти все преемственны и изменчивы (не догматичны), философские учения только отчасти преемственны (от одной системы к другой переносятся отдельные проблемы и их решения) и весьма догматичны, религиозные учения практически не преемственны и догматичны (новшества и отклонения в них резко порицаются как ереси)
Онтологический аспект
При всех современных успехах наук наиболее важные вопросы науки, философии и религии, остались равным образом предметом всех областей человеческого знания: 1) Есть ли в мироздания Высшее разумное существо, или Абсолютное бытие? 2) Почему и как произошли Вселенная и Ч.? 3) Какой будет конечная судьба Вселенной и Человечества? 4) Что есть Ч. и в чем смысл его существования? 5) Какова природа нравственных поступков Ч.?
Вначале следует сказать, что вопрос о существовании Бога вполне научный. С логико-методологической точки зрения нет никаких оснований считать человека наиболее разумным существом во Вселенной и нет никаких оснований отвергать возможность существования Творца всей Вселенной.
В отношении доказательств бытия Бога религиозный человек не нуждается в доказательствах основ своей веры. Философ при постановке вопроса о доказательстве бытия Бога встает неизбежно на философскую позицию сомнения, переоценки ценностей. Вначале он переходит от догматического религиозного учения в сферу свободного философского мышления, а затем если доказательства представляются ему убедительными, он возвращается вновь в сферу религиозного учения.
Эти учения всегда сходились на общем вопросе происхождения Вселенной и человека. В религиозных учениях вопрос решается догматически; в философских - либо критически, либо метафизически; в научных - гипотетически. Несмотря на большие успехи в теоретическом оснащении теорий (генетика, молекулярная биология, биология), они не в состоянии объяснить: как возможно порождение простым более сложного от простейших атомных систем до простейших живых организмов, а о них к Ч.
Этический и эсхатологический (учение о конце мира) аспекты
Нравственное поведение человека, добро и зло не находят оснований в конкретных позитивных науках. Этика является безусловным приоритетом философских и религиозных учении.
В религиозной философии особое место занимал вопрос радикального постижения природы добра и зла. Это связано с тем, что философски мыслящий человек должен был найти объяснение парадоксальной ситуации существования зла в мире при всемогущем, всезнающем и всеблагом Боге. Результатов рационально-философского осмысления этой проблемы немало, но важно, что все они именно результат приложений философских учений к религиозным учениям. Так, например, в результате философского анализа Августин Аврелий пришел к утверждению, что мерой добра является мера бытия, а мерой зла - отсутствие бытия. Фома Аквинский утверждал, что зло есть необходимый элемент гармонии сотворенного Богом мира.
В наше время наука и технология пришли к неизбежному взаимодействию с философскими и религиозными учениями. Без привлечения философского и религиозного мировоззрения призывы к сохранению природы и жизни на Земле не находят убедительных обоснований с научной точки зрения.
Психологический аспект
Общей чертой всех принципиально различных картин мира в каждую историческую эпоху – их практически полная завершенность. В силу этого во все времена человек, живя в изменчивом мире, стремился к наиболее устойчивым, т. е. догматическим учениям. В этом психологическом отношении религиозные учения наиболее привлекательны для души человека.
Теперь на ZNZN можно делать свои конспекты

Нам важно твое мнение
Остался ли ты доволен контентом, который опубликован на этой странице?
Спасибо, принято!
Напиши, что не так с вопросом в форме обратной связи, мы постараемся разобраться в ближайшее время.