Единство чувственной и рациональной сторон познания. Эмпиризм и рационализм
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Единство чувственной и рациональной сторон познания
Чувственное и рациональное познание связаны между собой и представляют собой противоположные стороны единого диалектического процесса познания.
Их единство обусловлено тем, что они отражают один и тот же мир; их общей основой является практика; они имеют единую физиологическую основу, нервную систему человека; в процессе познания они не только дополняют друг друга, но и взаимно проникают одно в другое, это лишь разные стороны одного и того же процесса познания.
Эмпиризм и рационализм
Эмпиризм — философское направление, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания.
Противостоит рационализму. Идеалистический эмпиризм (Беркли, Юм) ограничивает опыт, совокупностью ощущений, отрицая, что в основе опыта лежит объективный мир. Мат. эмпиризм (Бэкон, Гоббс) признает источником чувств. опыта объективно существующий внешний мир. Ограниченность эмпиризма - в абсолютизации опыта, чувств. познания (понятий, теории).
Рационализм — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.
Выступив против средневековой схоластики и религиозного догматизма, классический рационализм 17-18 вв. (Декарт, Спиноза) исходил из идеи естественного порядка — бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Научное (объективное) знание согласно рационализму достижимо только посредством разума — источника знания и критерия его истинности. Ограниченность рационализма состояла в отрыве от рационального познания от чувственного.