... > Инвестиционное проектирование > Обоснование номенклатуры выпускаемой...

Обоснование номенклатуры выпускаемой по инвестиционному проекту продукции (услуг)

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Номенклатура ассортиментной концепции Ассортиментная политика Методика оценки и планирования номенклатуры Анализ выполнения плана по ассортименту рентабельность
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Номенклатура, или товарный ассортимент – это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием.

Она включает различные виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации.

Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой, — необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками.

Управление ассортиментом предполагает координацию взаимосвязанных видов деятельности — научно-технической и проектной, комплексного исследования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса. Трудность решения данной задачи состоит в сложности объединения всех этих элементов для достижения конечной цели — оптимизации ассортимента с учетом поставленных стратегических рыночных целей предприятием. Если этого достигнуть не удается, то может получиться, что в ассортимент начнут включаться изделия, разработанные скорее для удобства производственных подразделений предприятия, нежели для потребителя.

Ассортиментная политика — это одна из важнейших составляющих конкурентной стратегии предприятия. Вопрос о расширении/сужении ассортимента выпускаемой/продаваемой продукции может иметь различные решения в зависимости от целого комплекса конкретных условий: отрасль, товарная группа, размеры фирмы и прочие конъюнктурные составляющие.

Таким образом, ассортимент и номенклатура являются важными составляющими экономики предприятия, правильный выбор которых обеспечивают предприятию серьезные конкурентные преимущества.

Методика оценки и планирования номенклатуры и ассортимента продукции

Планирование ассортимента продукции заключается в планировании всех видов деятельности, направленных на отбор продукции для будущего производства и сбыта, разработки спецификаций и характеристик этой продукции в соответствие с требованиями потребителей.

Основные виды стратегий по разработке новой продукции фактически сводятся к проведению работ в следующих направлениях:

  • разработка принципиально новой продукции, отличающейся от продукции конкурентов существенной новизной, защищенной патентами;

  • разработка продукции с улучшенными характеристиками относительно ранее выпускаемой;

  • разработка новых видов использования ранее выпускаемой продукции за счет ее модернизации или дополнительных приспособлений;

  • сокращение ассортимента выпускаемой продукции или снятия с производства продукции, не пользующейся спросом.

Анализ выполнения плана по ассортименту осуществляется по методу среднего процента по формуле

  • где К(а)- коэффициент выполнения плана по ассортименту, %;

  • ВП(ф) - фактически выпущено изделий каждого вида, но не более их планового выпуска;

  • ВП(пл) - плановый выпуск продукции.

При проведении ассортиментного анализа используют рентабельность: