Доктринальные различия суннитского и шиитского ислама
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Суннизм — одно из направлений ислама. Его приверженцы называют себя ахль ассунна (люди сунны) и считают, что именно они придерживаются традиции пророка, искажаемой шиизмом. Формально суннитом считается тот, кто признает первых четырех халифов законными, кто признает достоверность канонических сборников хадисов и придерживается ритуальных, бытовых и социальных правил согласно одному из четырёх мазхабов — толков. Мазхабы (шафиитский, ханафитскйй, маликитский и ханбалитский) различаются между собой в подходе к принципам выработки решений по правовым вопросам, в деталях ритуала, но все основываются на канонических сборниках хадисов. Подавляющее большинство мусульман мира являются суннитами. В области теологии главное отличие Суннизма от шиизма состоит в том, что Суннизм не признает возможность посредничества между Аллахом и людьми после смерти Мухаммада, отрицает идею об особой природе Али и особом праве его потомков на имамат, руководство общиной. Существуют также значительные различия в принципах юридических решений, в характере праздников, в отношении к иноверцам, в деталях молитвы и других сторон ритуала, в гражданском праве (например, сунниты отвергают законность мут'а — временного брака).
Шиизм — учение шиитов. Шииты (от араб. шаа — присоединиться к кому-либо) — общее название различных течений и сект, признающих Али ибн Аби Талиба и его потомков единственно законными преемниками пророка Мухаммеда. В ходе борьбы за власть в начале второй половины VII в. образовалась политическая группировка сторонников Али (аш-шйа), признавшая его исключительное право на верховную власть — имамат. Основное различие между шиитами и суннитами состоит в разном толковании понятия имамат. В то время как для суннитов имам есть духовный и светский глава, избираемый или назначаемый людьми, шиитский имам является таковым по своей сущности благодаря таинственной эманации «божественной благодати», переходящей от одного имама к другому.
То есть главное различие в правилах наследования главенства над уммой. У шиитов: только дети, внуки и т.д. – предки Али. У суннитов: любой достойный мусульманин (т.е. его можно выбрать).
Для шиитов центральное место занимает имам, как глава общины; у суннитов — халиф.
Имам (от араб. амма — стоять впереди, предводительствовать) — предстоятель на молитве (в основном для суннитов), духовный руководитель, глава мусульманской общины (для шиитов).
Споры о том, по каким принципам должен избираться имам, о сущности имамата легли в основу разделения мусульман на суннитов и шиитов. Согласно суннитской концепции, Имам всех мусульман является халиф: «Имамат (халифат) заменяет пророчество в деле охраны религии и управления мирскими делами» (аль-Маварди). Задача имама у суннитов — следить за правильностью воплощения шариата в жизни общины. Имам у суннитов, а также хариджитов в принципе избирается общиной или ее представителями. Для шиитов имамат не может зависеть от воли людей, так как является «божественным установлением». Имамат, согласно шиитской догматике, предопределен сохраняться в роду потомков Али. В силу божественной природы своей власти имам у шиитов обладает знанием сокровенных сторон религии, он исполнитель «божественных предписаний», конечный авторитет в толковании вопросов религии. Имам для шиитов непогрешим, а безусловное повиновение ему является догматом шиизма.
Халиф (араб.: преемник, заместитель) — в раннем исламе и затем у суннитов глава мусульманской общины, заменяющий в некоторых функциях умершего пророка Мухаммада. В суннизме титул халифа идентичен имаму, в шиизме титул Xалифа не применяется.