... > Исламский фактор > Джихаддистская концепция С....

Джихаддистская концепция С. Кутба

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Главным теоретиком радикального направления исламизма Концепция С. Кутба отрицание любых светских идеологий
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Главным теоретиком радикального направления исламизма и фундаменталистской концепции джихада является египтянин С. Кутб. И Маудуди, и Кутб основывали свои взгляды на идее джихада. Но если для Маудуди джихад — мирное средство борьбы с джахилией, то Кутб призывал объявить джихад против современности, так как все, что наполняет наш мир: ощущения, верования, культура, искусство, литература, законы и пр. — все это джахилия, для свержения которой необходимо создать массовое движение, своеобразный «авангард». Подход египтянина Сайида Кутба отличался большей революционностью, чем и привлек радикальную молодежь, не нашедшую себя в новых условиях, а также маргинальные слои, перебравшиеся из деревень в города, но оказавшиеся там не у дел. Кутб заложил основы революционной концепции взятия власти, которая отсутствовала у Маудуди.

С. Кутб, ссылаясь на Коран, говорит о разных ступенях джихада: удержание мусульманина от джихада; дозволение джихада; джихад как обязанность всех верующих бороться с противниками ислама; джихад против всех неверных независимо от их отношения к исламу.

Именно последняя формулировка объявлялась руководством к действию для «истинных» мусульман. Определяющими чертами джихада С. Кутб объявил его вневременной и наднациональный характер (он не может быть ограничен как рамками какого-либо конкретно-исторического периода, так и национальными или географическими границами), а также его активность и наступательность вследствие универсальности ислама как религии Аллаха, предназначенной для всего мира.

Джихад, по его мнению, должен быть направлен не только на установление законов Ислама и организации всей жизни на их основе, но и формировании такого порядка полной свободы для каждого человека в мире, путем освобождения его от служения людям так, чтобы он мог служить Богу. При этом он отмечает, что необходимо помнить о том, что в религии нет принуждения.

Концепция С. Кутба делит мир на два типа: исламское общество, где признана власть Аллаха, и доисламское языческое общество, где люди сами творят законы и где нет того самого единовластия. Кутб утверждает, что языческими являются большинство современных государств, в том числе и те, которые считают себя исламскими, но не живут согласно законам Аллаха. Восстановить власть Аллаха, а по мнению Кутба, она утрачивается изо дня в день, можно лишь после того, как силой будет уничтожена джахилия, а участие в этой борьбе есть обязанность каждого мусульманина.

Целью ислама, по Кутбу, выступает за создание новой социально-экономической и политической системы, в которой сможет найти свое практическое воплощение порыв человека к свободе и которая будет способствовать распространению этих принципов по всему миру.

Жизнь человека в исламе представляется наивысшей ценностью, но Кутб заявляет, что «мусульманин должен жертвовать на пути Аллаха всей своей жизнью и достоянием ради утверждения идеалов, в которых для него не заключено никакой личной выгоды или корысти. Выбрав джихад и выйдя на поле брани, мусульманин уже оказывается победителем в великой схватке, составляющей суть джихада».

Последователи Кутба старательно реализовывали его предписания. В 1970—1980-е гг. действовали (устраивая взрывы, покушения, захваты) 145 исламских неправительственных религиозно-политических организаций, в основном придерживающихся фундаменталистской ориентации. К таковым можно отнести основное течение «Братьев-мусульман», тунисскую организацию «Ан-Нахда», пакистанскую «Джамаат-и ислами», афганскую «Джамиат-и ислами», Исламскую партию возрождения в СССР и др.

Очевидно влияние Сейида Кутба на лидера «Аль-Каиды» Усаму бен Ладена: отрицание любых светских идеологий, убежденность в том, что светские принципы не могут и не должны распространяться на мусульманское общество; представление о неутихающей вселенской борьбе добра со злом, которая обусловливает необходимость ведения неограниченного джихада.