Эволюция шиитских мазхабов и история политической оппозиции в исламе
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Конечно, как и все мусульмане, шииты верят в посланническую миссию пророка Мухаммеда. Отличительной чертой шиитов является убеждение в том, что руководство мусульманской общиной должно принадлежать имамам — назначенным Аллахом, избранным лицам из числа потомков пророка, к которым они относят Али ибн Абу Талиба и его потомков от дочери Мухаммада Фатимы, а не выборным лицам — халифам. Шииты критично относятся к халифату первых трёх халифов Абу Бакра, Умара и Усмана.
Так как Абу Бакр был избран небольшим числом сподвижников, Умар был назначен Абу Бакром, а Усман был избран из шуры (совета) из шести претендентов, которых назначил Умар с такими условиями, что избрание кого-либо, кроме Усмана, не было возможным. По мнению шиитов, избрание руководителя — имама мусульманской общины, подобно избранию пророков, является прерогативой Аллаха.
Шииты-двунадесятники (имамиты) являются преобладающим направлением в рамках шиитского ислама, которое преимущественно распространено в Иране, Азербайджане, Бахрейне, Ираке и Ливане, а также представлено и в других странах. Этим термином обозначают шиитов-имамитов, признающих последовательно 12 имамов из рода Али.
Мухаммад Али;
Хасан (667-669);
Хусейн (669-670);
Зейн аль-Абидин (имам Саджад);
Зейд (Зайд) – пятиречники признают пятым именно его, а не Мухаммада аль-Бакара;
Мухаммад аль-Бакар (712-732);
Джафар ас-Садык — джафаритский мазхаб;
Муса аль-Казым (765-799);
Али ар-Рида (Имам Реза 799);
Мухаммад ат-Такки (818- 835);
Али аль-Хади (835-868);
Хасан аль-Аскар (868-874).
Мухаммад аль-Махди (878) — имя последнего из 12 Имамов. Махди в исламе — это как Мессия, который в возрасте пяти лет ушёл в сокрытие. Это сокрытие, по убеждению шиитов-имамитов, продолжается и поныне. То есть он придет и победит даджалу (антихриста). В шиизме эта фигура персонализирована.
Когда умер пророк Мухаммад, сподвижники единогласно присягнули Абу Бакру, избрав его халифом. Никто не отказался от присяги: ни Али, ни кто-либо другой. Подобное единогласие наблюдалось и во время присяги Омару, и во время присяги Усману.
Когда началась смута (фитна), и был убит Усман, тех, кто поддерживал Али и сражался на его стороне, называли «шиа». Затем появилась отдельная группа (секта) со своими отличными от других убеждениями.
То есть шииты – это последователи Али. Шииты разделились на множество сект и течений.
Основные убеждения шиитов заключаются в следующем:
Власть (имама, хилифа) является одним из столпов религии, и на пророке лежало обязательство назначить халифа после себя.
Пророк прямо указал, что имамом после него должен быть Али, и ему были ниспосланы аяты Корана об этом, однако сподвижники сговорились на том, чтобы скрыть эти аяты и хадисы, и пошли в противоречие им, вследствие чего Абу Бакр, Омар и Усман силой незаконно захватили власть. По этой причине шииты обвинили сподвижников в неверии и вывели их из ислама за исключением очень малого числа.
Имамы являются защищёнными от невнимательности, упущений, ошибок и забывчивости; они получают знание непосредственно от Аллаха; они осведомлены о том, что было и что произойдёт в будущем; им подчинено всё существующее вплоть до мельчайших частиц; они знают, когда наступает смерть творений, и они не умирают кроме как по воле имамов. К ним дозволено обращаться с дуа, дозволено просить их о помощи и называться их рабами.
Всего имамов — двенадцать. Первый из них — Али, затем Хасан, затем Хусейн, затем Али ибн Хусейн, матерью которого была дочь персидского царя, затем один за другим шли его потомки до так называемого двенадцатого имама Мухаммада ибн аль-Хасана аль-‘Аскари, относительно которого шииты убеждены в том, что он скрылся в пещере в Самараъ в 261 году и должен явиться в конце времён. Согласно их убеждениям, он установит шариат Дауда и оживит врагов Али и его семьи, первыми из которых будут Абу Бакр и Умар, а затем остальные сподвижники, халифы и правители мусульман до времени его появления, — после чего убьёт их всех.
В Коране имеются недостатки и искажения, которые внесли в него сподвижники. Полноценный же экземпляр Корана — это мусхаф Али, который унаследовал от него двенадцатый имам и вошёл вместе с ним в пещеру. Он в три раза больше существующего Корана и не содержит в себе ни одной буквы из известного Корана суннитов.
Убеждение в том, что Коран является сотворённым.
Отрицание качеств Всевышнего Аллаха и отрицание предопределения.
Шииты: две правовые школы — джафаритский и зейдитский мазхабы.
Зейдитский мазхаб (около 7 млн человек сейчас. Йемен, СА, Пакистан, и в Иране есть). Это наиболее умеренная ветвь шиитского ислама.
Выделение зейдизма из общего русла шиитского движения произошло в 30-е годы VIII в., когда часть шиитов поддержала стремление Зайда — правнука Али ибн Абу Талиба и праправнука Пророка Мухаммеда — мечом доказать своё право на имамат. После гибели Зейда ибн Али в 740 году в войне против Омейядов единое движение зейдитов распалось на несколько групп.
Напомню еще раз, что такое имам — наследник пророка, глава всей мусульманской уммы, имамат — право на то, чтобы быть имамом.
В чем суть зейдитов?
было 5 имамов;
они не ожидают, что вернется скрытый имам;
не проклинают первых 3-х халифов;
главное условие признания права на имамат — выступление претендента с оружием в руках;
отвергают такыйю (Такыйя (араб. «благоразумие, осмотрительность»), термин, обозначающий «благоразумное скрывание своей веры», один из руководящих принципов в шиизме, согласно которому верующий, живущий во враждебной среде, может внешне принять ее условности, сохраняя в душе истинную веру.);
формирование при Зейде (Зайде). Он вообще был одним из первых, кто начал собирать все мусульманские нормы;
зейдиты признают право превзойденного на халифат;
некоторые утверждают, что может быть в разных местах несколько имамов;
любые сыновья Али имеют право на имамат (алиды) — отрицание божественной природы имамата;
зейдиты в Йемене (хуситы).
С точки зрения фикха, зейдитский мазхаб ближе к ханафитскому мазхабу. Сближающим две эти школы является достоверность. Вместе с тем, между зейдитском и джафаритским фикхом также существует определенная схожесть.
Джафаритский мазхаб (Афганистан, Иран, Ирак, Азербайджан).
Джафар ас-Садык (6-й имам) — основатель. Его придерживаются шииты-двунадесятники (имамиты).
В процессе формирования мазхаба ученые правоведы и богословы (факихи) разделились на 2 школы — ахбаритов и усулитов. Ахбариты — традиционалисты, которые опирались исключительно на предания (ахбар), записанные со слов шиитских имамов, как на единственный источник религиозного знания и права (фикха); усулиты — рационалисты, допускавшие в вопросах богословия и права спекулятивную аргументацию и признававшие 4 источника права: Коран, сунну, иджму (согласие) и акл (разум).
С точки зрения шиитов-имамитов, имамат в силу «божественного установления» принадлежит исключительно роду алидов, ведущему начало от Али бен Аби Талиба. После «исчезновения» последнего шиитского имама собрание преданий (ахбар) стало основным доказательством законности принимаемых правовых решений. Всего 4 канонических свода.
В отличие от суннитских мазхабов джафариты:
отвергают суждение по аналогии (кийас);
признают в сунне только те хадисы, которые передаются со слов «семьи пророка Мухаммада» (ахл-аль-байт).
Усулиты полагают, что «врата иджтихада» остаются открытыми, после того как сформировались основные суннитские мазхабы (конец VII-XI в.). Последнее обстоятельство способствовало развитию методологии джафаритского мазхаба и позволило быстро реагировать на события изменяющегося мира.
Отличительной чертой джафаритов является также допустимость временного брака (мута) и так называемого благоразумного сокрытия своей веры (ат-такийя).