Иджтихад и специфика шиизма
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Иджтихад (от араб. иджтахада — выносить самостоятельное решение) — способность и право компетентного факиха выносить собственное решение по важным вопросам религиозной и общественной жизни на основе Корана и сунны и руководствуясь основными методами фикха (кияс, рай, иджма.).
Безошибочным в принципе считается иджтихад, являющееся решением всей мусульманской общины. На практике ее представителями признавались авторитетные законоведы. Факих, заключение которого признается всей общиной или значительной группой мусульман, называется муджтахид. В суннитском исламе крупнейшими муджтахидами считаются основатели основных четырех мазхабов. Они же были и последними, так как после сложения этих мазхабов сунниты перестали признавать за кем-либо право на иджтихад, «врата иджтихад были закрыты» в X в. В шиитском исламе этого не случилось. Право и необходимость иджтихада признается за шиитскими муджтахидами, которые в своих решениях выражают мнение «скрытого» имама. Сохранение иджтихада в шиизме является одной из причин большой политической активности шиитского духовенства.
Немножко про самое многочисленное направление шиитов и «скрытого» имама.
Имамиты — одно из основных направлений шиитского ислама, умеренные шииты, признающие двенадцать имамов (отсюда их другое название — иснаашариты, т. е. дюжинники, или двунадесятники) из рода Али ибн Абу Талиба.
После смерти 11-го имама аль-Хасана аль-Аскари (ум. 873 г.) шииты-имамиты признали своим 12-м имамом малолетнего сына последнего, Мухаммеда, который вскоре, однако, «исчез», или «скрылся». Имамиты провозгласили его «скрытым» имамом и махди, который вернется и наполнит мир справедливостью. Вера в «скрытого» имама стала одним из основных догматов имамитов. Согласно их учению, период «сокрытия» имама, продолжающийся и поныне, должен завершиться появлением «владыки времени» — ожидаемого махди.
Имамиты подразделяются на два направления усулиты (иджтихад легитимен) и ахбариты (иджтихад нелегитимен).
Ахбари — религиозно-правовая школа шиитов-имамитов, оформившаяся в X в.
Ее последователи считают основным источником фикха предания — ахбар (Ахбар (араб., мн. ч. от хабар — сообщение) — мусульманские предания о Мухаммеде, его сподвижниках (асхаб) и последователях, синоним термина хадис, более предпочтительного у суннитов. Термин ахбари наиболее употребителен у шиитов, признающих лишь те предания, которые опираются на авторитет Али и его приверженцев). Имеет значительно меньшее распространение, чем другая имамитская школа — усули.
Усули — религиозно-правовая школа шиитов-имамитов. Ее последователи (большая часть современных имамитов) допускают в вопросах фикха широкое использование мнения духовных авторитетов, вынесенного на основе кияса и иджма.