История ранней уммы (исламской общины) и вопрос политического преемства

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Коран, священная книга ислама Ислам возник в Аравии аравийский характер ислама умма избрала преемника
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Основателем ислама считается пророк Мухаммад (около 570–632), который родился в Мекке в семье обедневшей знати. Мухаммад был хорошо знаком с основами иудаизма и христианства. В видении Мухаммаду явился ангел Джабраил. Коран, священная книга ислама, состоит из записей прямых откровений свыше, записанных со слов Мухаммада. Откровения определяли последнему роль пророка и посланника бога. Истинность пророчеств приняла и поддержала жена Хадиджа, а затем и сравнительно небольшая группа сторонников, в которую входили приемный сын Мухаммада Зайд, двоюродный брат Али, купец из Мекки Абу Бакр. Пророческая деятельность носила скорее закрытый характер. Центральным моментом этой проповеди были монотеизм и провозглашение Мухаммадом себя в качестве пророка Аллаха.

По мере роста общины последователей, возникла возможность открытой проповеднической деятельности, что и произошло в 610 г. Однако проповедь Мухаммада была встречена приверженцами политеизма неприязненно, вплоть до высмеивания и попыток гонений, что привело даже к эмиграции части последователей пророка (они бежали в Эфиопию). После смерти жены и дяди, утратив серьезную поддержку, которую имел в их лице, Мухаммад начинает расширять аудиторию, к которой была обращена проповедь. Он обращается к паломникам, направлявшимся в Мекку, и представителям иных племенных родов, ища сторонников вне города. Особенный успех такая деятельность имела в Иасрибе (Ясрибе). В 622 г. Мухаммед переселяется в этот город, бывший земледельческим оазисом.

Ислам возник в Аравии. Мусульманское летосчисление начинается с 622 г. н. э., с хиджры — «переселения» посланника Аллаха Мухаммада из родной ему Мекки в Ясриб (позднее Медина), где из гонимого религиозного реформатора—бунтаря он стал главой сплоченной общины верующих и лидером небольшого государства.

Переселение Мухаммеда и уммы из Мекки в Медину считается эпохальным событием и служит точкой отсчета новой эры в представлении мусульман. Вхождение жителей Ясриба в умму имело не только религиозное значение (формирование общины), но и политическое, так как способствовало сплочению военных сил. Характерно, что согласно заключенному договору, иудеи Ясриба тоже входили в общину, хотя и сохраняли свою религиозную идентичность. Таким образом, Мухаммад становится не только религиозным, но и политическим лидером, хотя рост его влияния происходил постепенно (на протяжении определенного времени он являлся не столько главой, сколько третейским судьей).

В Медине усилился аравийский характер ислама. Направление, в котором обращал свое лицо мусульманин во время молитвы (первоначально в сторону Иерусалима), было изменено в сторону Каабы, мекканской святыни. Из Медины Мухаммад начал борьбу с родной, но враждебной Меккой. Серия сражений, нападений на караваны, стычек и переговоров закончилась компромиссом. Мекканцы подчинились Мухаммаду, признали его бога, а он подтвердил святость их города и простил своих врагов, которые быстро стали прибирать к рукам руководство мусульманской общиной. Одновременно Мухаммад подчинил и приобщил к своей вере большую часть племен и общин Аравии. Он начал и подготовку к тому, чтобы распространить свою веру и свое политическое влияние за пределы полуострова, в Сирию, но в 632 г. умер.

К этому времени он являлся главой уже довольно большого объединенного государства, ориентированного на достижение единой религиознополитической цели — распространения ислама. Жизнь и кончина Мухаммада сделали Мекку и Медину священными городами ислама, освященными пребыванием самого пророка Аллаха.

Смерть Мухаммада поставила его приверженцев в затруднение: никаких распоряжений относительно возможной передачи власти и иных действий он не оставил, а исчезновение Пророка предполагало прерывание контакта с Аллахом, поскольку он оказывался уникальным связующим звеном между богом и уммой. Политическое преемство могло перейти как к ансарам (коренные жители Медины), так и к мухаджирам (мусульмане, во времена пророка Мухаммеда переселившиеся из Мекки в Медину), которые имели свои обоснования этого. Ситуация осложнялась появлением «лжепророков», пытавшихся присвоить себе эту функцию в спонтанном, харизматическом порядке. Двойственный характер лидерства Мухаммада делал неизбежным и религиозное преемство, хотя миссия самого пророка была уникальной. Однако возникновение династии его преемников было возможным.

Победа осталась за мухаджирами, а умма избрала преемника, которым стал Абу Бакр асСиддик (572–634). Именно он получил титул халифа — преемника. Таким образом, управление уммой становится уделом халифов, в истории ислама начинается новый период. Халифы наследовали как политическую власть, возглавляя государство, обретшее название Арабского Халифата, так и религиозную миссию, продолжая реализацию перешедшей в их руки религиозной программы. 

Раскол, породивший суннизм и шиизм, случился вскоре после смерти пророка Мухаммеда и был связан с проблемой преемственности власти. Будущие шииты полагали, что наследником (в шиизме он называется имамом) должен стать двоюродный брат и зять Мухаммеда — Али — и власть должна передаваться от него строго по наследству. Большинство же мусульман — будущие сунниты — решили самостоятельно избирать себе лидера, халифа.

Lingualeo

Полезные ссылки:

zaka-zaka

Покупай игры выгодно

РЕКЛАМА, ООО «ГЕЙБСТОР» ИНН: 7842136365

zaochnik

Срочная помощь в написании всех видов работ

РЕКЛАМА, ООО «ЗАОЧНИК.КОМ.» ИНН: 7710949967

skyeng

Лучшие из курсов английского в Skyeng

РЕКЛАМА, ОАНО ДПО «СКАЕНГ» ИНН: 9709022748