... > Исламский фактор > Концепция строительства «исламского...

Концепция строительства «исламского государства» Маудуди

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

«Джамаат-и-Ислами» «теодемократия» Маудуди разделял джихад
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Основатель и лидер партии «Джамаат-и-Ислами» индийский мусульманин А. Маудуди является признанным автором концепции «исламского государства». Именно он сформулировал четыре принципа его организации и функционирования:

  1. верховная власть в исламском государстве принадлежит Богу, правительство выполняет функцию заместителя (халифа) Бога на Земле;

  2. шариат есть основной закон страны;

  3. действующее законодательство не должно противоречить шариату;

  4. государство не должно преступать «границы», установленные исламом.

Маудуди заложил основы исламского государства, в основу которого положен принцип «хакимият Аллах» (суверенитет Аллаха), т. е. политической, правовой, экономической и другой базой такого государства должен быть Шариат. Роль правителя он отводил выбранному халифу.

Оптимальной формой государственного устройства, согласно А. Маудуди, объявлялась «теодемократия», которую возглавляли «улемы нового типа», сочетающие в себе «набожность муджтахида с современным мировоззрением».

Создание исламского государства А. Маудуди рассматривал как конечный результат «исламской революции», отличительной чертой которой является моральное совершенствование граждан на основе постулатов ислама, а не радикальное изменение социально-экономической структуры общества. Эта революция, считал Маудуди, приведет к утверждению «совершенного общественного порядка, при котором сможет процветать добродетель, а все формы эксплуатации, несправедливости… будут предотвращены и подавлены». Речь идет, подчеркивал он, об образе правления, подобном правлению пророка.

Первая книга А. Маудуди называлась «Джихад в исламе». «Джихад представляет собой часть всеобщей защиты ислама и обозначает борьбу до последней капли крови. — пишет А. Маудуди. — Человек, который осуществляет свои физические и духовные усилия или использует свое богатство на пути Аллаха, является вовлеченным в джихад. На языке Шариата слово «джихад» употребляется для войны, которая ведется во имя Аллаха против тех, кто является врагом Ислама. … Если Исламское государство подвергается атаке со стороны немусульман, в этом случае каждый должен выступить на стороне джихада. В случае нехватки сил для сопротивления, соседние мусульманские государства должны помочь, в этом заключается их религиозный долг. Если же они потерпят неудачу, тогда мусульмане всего мира должны бороться против общего врага. Джихад является такой же обязанностью мусульман, как и ежедневная молитва и пост. Тот, кто уклоняется от этого, является грешником».

Маудуди разделял джихад на оборонительный и наступательный, в зависимости от создавшихся условий. Причем он считал, что мусульмане имеют право первыми начать войну против мира джахилии, чтобы предупредить неизбежное нападение противника.

При всей радикальности высказываний А. Маудуди считается основателем умеренного направления в исламизме. Он был политическим идеологом, взявшим на вооружение западные методы борьбы, исключающие насилие, — организацию партий и партийной пропаганды через прессу и другие СМИ, участие в выборах, агитацию в массах — и считавшим, что особое значение нужно придавать образованию в духе Корана и сунн, пропаганде исламской доктрины.

Главным теоретиком радикального направления исламизма и фундаменталистской концепции джихада является: взгляды на идее джихада. Но если для Маудуди джихад — мирное средство борьбы с джахилией, то Кутб призывал объявить джихад против современности, так как все, что наполняет наш мир: ощущения, верования,культура, искусство, литература, законы и пр. — все это джахилия, для свержения которой необходимо создать массовое движение, своеобразный «авангард».