... > Исламский фактор > Организационно-институциональная структура ислама:...

Организационно-институциональная структура ислама: имам, мулла, факих

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

предстоятель на молитве Мулла право руководить религиозным обучением
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Имам (от араб. амма — стоять впереди, предводительствовать) — предстоятель на молитве, духовный руководитель, глава мусульманской общины.

У суннитов и шиитов так называют человека, руководящего молитвой в мечети. В отдельной мечети функции Имама может исполнять один и тот же человек, однако Имам (в указанном значении термина) не является ни саном, ни профессией. Для того чтобы быть Имамом, достаточно иметь элементарное теологическое образование и пользоваться авторитетом в округе. Имам называется и глава всей, теоретически единой, мусульманской общины.

Споры о том, по каким принципам должен избираться Имам, о сущности имамата легли в основу разделения мусульман на суннитов и шиитов. Согласно суннитской концепции, Имамом всех мусульман является халиф: «Имамат (халифат) заменяет пророчество в деле охраны религии и управления мирскими делами» (аль-Маварди). Задача Имама у суннитов — следить за правильностью воплощения шариата в жизни общины. Имам у суннитов, а также хариджитов в принципе избирается общиной или ее представителями. Для шиитов имамат не может зависеть от воли людей, так как является «божественным установлением». Имамат, согласно шиитской догматике, предопределен сохраняться в роду потомков Али. В силу божественной природы своей власти Имам у шиитов обладает знанием сокровенных сторон религии, он исполнитель «божественных предписаний», конечный авторитет в толковании вопросов религии. Имам для шиитов непогрешим, а безусловное повиновение ему является догматом шиизма. Среди шиитов существуют различные секты с разными членами рода Али в качестве Имама, с теориями временного прекращения, остановки имамата, исчезновения и скрытого существования последнего Имама (гайба, сатр), его возвращения в мир (в качестве каима, махди). Для подавляющего большинства шиитов Имам-Алида, носителя «божественной власти», в мире сейчас нет. Его полномочным представителем является шиитское духовенство. Термин Имам употребляется у шиитов и суннитов также в качестве почетного прозвища крупнейших религиозных авторитетов, руководителей крупных общин, основателей направлений, толков и школ (аль-Аш'ари, Абу Ханифа, Хомейни).

Мулла — ученый муж и правовед, хорошо знающий Священное писание, хадисы и законы шариата. Как правило, у суннитов это синоним духовного звания имама, который избирается главой общины верующих. У шиитов звание муллы ниже должности имама, так как он не участвует в светском управлении, а в его компетенции находится толкование Корана и вопросов веры.

Мулла — персидское название для знатоков религиозных наук и служителей мусульманского культа. Духовное звание улемы.

Улама (улемы) (араб.: ученые, ед. ч. алим) — признанные и авторитетные знатоки теологии и религиозного права: имамы, факихи, муфтии, кади и т. д.

В основном исполняли и исполняют должности преподавателей в религиозных учебных заведениях, проповедников, религиозных судей — кади, управляющих благотворительными учреждениями. Часто могли иметь светские профессии, например, быть торговцами, при этом оставаясь советчиками по религиозным вопросам как для простых людей, так и для правителей. В средние века и в настоящее время составляют особую социальную группу, в некоторой степени аналогичную христианскому духовенству. Пользовались и пользуются большим влиянием в широких массах. В качестве «хранителей» мусульманского благочестия имели и имеют возможность создавать общественное мнение по поводу различных действий властей и манипулировать настроениями масс. В некоторых мусульманских странах существуют советы Улама.

Факих (от араб, факиха — понимать, знать) — знаток фикха, мусульманского права.

Человек, занимающийся разработкой проблем фикха, преподающий фикх или просто получивший соответствующее образование и выносящий с точки зрения фикха суждения по поводу различных проблем жизни общества. Факих принадлежит право руководить религиозным обучением. В позднее средневековье сложилось сословие Факих, обладавшее значительной собственностью и игравшее большую роль в управлении обществом и государством. В настоящее время наблюдается тенденция к возрождению роли Фикха Право Факих контролировать всю государственную деятельность с точки зрения соответствия ее принципам религии записано в Конституции Исламской Республики Иран.

Факих — знаток Ислама, трактует, как себя вести. Это знающий человек, знаток исламского права. Факихами являются муджтахиды, которые имеют право выносить самостоятельные правовые вердикты и обязаны опираться исключительно на коранические аяты и достоверные хадисы пророка Мухаммада, а не на суждения других богословов. Если же факих не является муджтахидом, то он обязан ссылаться при вынесении правовых предписаний на работы муджтахидов. Правовое предписание, которое выносится факихом называется фетвой. В ранней истории Ислама факихами являлись наиболее грамотные и образованные сподвижники пророка Мухаммада. Их было около 130 человек.