Основы доктрины исламизма
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Религиозно-политическая идеология и практическая деятельность, направленные на создание условий, при которых любые противоречия внутри общества и государства, где есть мусульманское население, а также межгосударственные отношения с их участием будут решаться на основе норм шариата (закреплены Кораном и Сунной).
Доктрина исламизма:
мовлан Маудуди;
сейд Кутб;
аятолла Хомейни.
Доктрина исламизма — современная идеологическая политическая доктрина, целью которой является построение исламского государства.
Традиционолистский ислам — существующий политический строй в мусульманском мире не нуждается в кардинальном изменении.
Исламистские организации нового толка — концепция исламского государства как концепция современного государства.
Джахилийя — язычество (многобожество), применяет этот термин к британской Индии.
«Джамаат и Исламийя» — партия Маудуди, стала популярна на Ближнем и Среднем Востоке, ворота иджтихада нужно открыть, но при этом он был противником шиизма.
Сейд Кутб — основатель братьев-мусульман (1928-1929) в Египте.
АРЕ (Арабская Республика Египет) — по проекту Турции Ататюрка, но были намного более подчинены Франции и Великобритании.
«Вехи на пути» (1964) — насильственное свержение власти.
Такфир — приговор, не подлежащий обжалования, от термина куфр — безбожие, отступничество от ислама.
Хомейни «за Исламское правительство» — манифест революций в Иране.
Свойства исламизма:
фундаментализм — как возвращение к основам ислама возрождение веры и обрядов.
Интегрализм — объединение всех сфер жизни общества и государства под законами шариата.
Теократизм — восстановление Аллаха как верховной власти.
Идеология исламистов предполагает допустимость и даже обязательность джихада против всех неверных — как немусульман, так и тех мусульман, которые не являются и не желают быть исламистами. Такие мусульмане объявляются вероотступниками в результате такфира, признания их неверными. Исламисты, используя специфически толкуемые положения шариата, допускают и рекомендуют совершение террористических актов. Призывает к реставрации первоначальных, недеформированных или утраченных на дорогах истории исламских ценностей.
Два основных направления — умеренное и радикальное.
Первая книга А. Маудуди «Джихад в исламе». По его мнению, «джихад является такой же обязанностью мусульманина, как и ежедневная молитва и пост. Тот, кто уклоняется от этого, является грешником». А. Маудуди является основателем этого умеренного направления в исламизме.
Главным теоретиком радикального направления исламизма и фундаменталистской концепции джихада является С. Кутб. Он призывает к чистоте ислама и борьбе против джахилийи (эпоха нового язычества). Маудуди джихад объявляет как мирное средство борьбы с джахилийей, Кутб призывал объявить джихад против современности.