Первые халифы и политическая фигура халифа Али
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Дела Мухаммеда продолжили халифы («заместители»), первые четыре из которых пользуются особым уважением у большинства мусульман и носят прозвание «праведных». Это Абу Бакр, Омар, Осман и Али. При них ислам стал мировой религией, религией обширной империи, сменившей на территории Северной Африки, Сирии, Палестины, Ирака, Ирана и Средней Азии Византию и империю Сасанидов.
Праведные халифы (632–661) — халифы Абу Бакр, Умар, Усман и Али, которые после кончины пророка Мухаммада в течение почти 30 лет возглавляли мусульманскую общину и еще при жизни пророка в той или иной мере принимали участие в деятельности общины, а также были связаны с пророком узами кровного родства или брака. Период их правления называют «золотым веком» ислама.
Абу Бакр ас—Сиддик (годы правления — 632–634) был одним из первых, кто сразу и безоговорочно поверил Мухаммеду и стал ему помогать, был избран уммой. Первый мужчина, принявший ислам. Тратил все свои деньги и даже одежду на пути Аллаха. В Медине Абу Бакр выдал замуж за пророка свою дочь. Абу Бакру принадлежит самое значительное место в среде сподвижников, и он располагает самой высшей степенью почтения. Так как он сопровождал посланника Аллаха с начала его пророческой миссии и до самой смерти. Абу Бакр пригласил к управлению общиной ближайших сподвижников пророка — Умара ибн аль-Хаттаба, а также Абу Убейду, воина, лучше других разбиравшегося в военных вопросах. В 633 г. Абу Бакр отправил армию к византийским границам, считая присоединение византийских земель выполнением завещания пророка. Летом 634 мусульманские войска подошли к Дамаску. Но весть о начале завоевания Сирии застала Абу Бакра на смертном одре. Своего преемника он решил назначить сам, дабы избавить общину от раздоров. Он назвал достойнейшим Умара ибн Хаттаба.
Умар (Омар I) ибн аль-Хаттаб аль-Фарук (время правления — 634–644) второй из «праведных халифов», один из самых верных сторонников пророка. Умар прославился своей храбростью, принимал участие в главных битвах мусульман (у колодца Бадр — в 624 и у Холмов (Ухуд) — в 625). Тогда же он стал советником Мухаммада, а со временем и породнился с ним: его дочь Хавса вышла замуж за пророка после того, как ее первый муж погиб в бою. Все биографы Умара отмечали его бескорыстие и честность. Халифу Умару принадлежит заслуга в создании административной системы, налоговой системы, новой системы летоисчисления, основы юридической системы. При халифе Умаре мусульманские войска овладели Иерусалимом, потом Египтом и Азербайджаном (максимальное территориальное расширение — эпоха открытия новых земель для ислама). За время правления Умара изменился характер мусульманского государства. В результате завоеваний и разумного управления оно превратилось в многонациональную империю, в составе которой выходцы из Аравии составляли лишь четверть. В ноябре 644 во время утреннего намаза в мечети персидский раб Файруз, ударил Умара ножом в живот. Умар скончался через три дня. Десятилетнее правление Умара стало временем победоносного шествия ислама. Одновременно были заложены основы национального и религиозного единства. Историческая традиция не скупится на похвалы в адрес Умара, считая его идеальным правителем, непритязательным в быту, благочестивым мусульманином, справедливым и честным по отношению к подчиненным, беспощадным к врагам ислама.
Усман ибн Аффан (время правления — 644–656) третий халиф из плеяды «праведных». Усман не сохранил за наместниками и военачальниками их посты в течение года, а немедленно занялся назначением на эти посты своих родственников. Это вызвало недовольство многих высокопоставленных мусульман. Усман и его родственники, получившие высокие посты в провинциях, почувствовали вкус к роскоши. Его родичи широко использовали свое положение для личного обогащения. На шестой год правления Усмана появились признаки неблагополучия, более заметной стала разница в уровне жизни метрополии и провинции. Захваченные арабами города, некогда принадлежавшие Византии, по-прежнему процветали, а центр халифата, Медина, превращалась в захолустье. Значительная часть налогов и трофеев оставалась в руках наместников. В конце 649 по приказу халифа была снесена мечеть в местечке Куба, построенная в память переезда Мухаммеда в Медину. С этого момента началась активная критика действий Усмана. Мусульманские историки, описывая деяния Усмана, ставят ему в заслугу кодификацию Корана. Именно по его распоряжению был составлен единый свод откровений, записанных при жизни Мухаммада. Постепенно толпа недовольных вокруг дома Усмана росла, халиф оказался в осаде. Когда же пришла весть, что к городу подходят войска, вызванные Усманом из Сирии, осаждавшие пошли на штурм. Убийство Усмана привело впоследствии к междоусобице.
Али ибн Абу Талиб (годы правления 656–661). Четвертый и последний праведный халиф является ключевой фигурой для понимания разделения мусульман на суннитов и шиитов. Он был не только соратником, но и близким родственником — двоюродным братом — пророка Мухаммада. Али был первым ребенком, принявшим ислам. После переселения в Медину Али женился на дочери Мухаммада Фатиме. После убийства халифа Усмана, когда общество было расколото на части, народ обратился к Али с просьбой взять управление Халифатом в свои руки. Многие поддержали его кандидатуру. Его избрание произошло очень быстро, но в отсутствии части сподвижников пророка и членов его семьи, которые в этот момент находились вне Медины (в том числе и тех, кто мог бы претендовать на пост халифа). Это обстоятельство впоследствии послужило предлогом для того, чтобы некоторые из них — Талха и Зубейр (сподвижники пророка, кроме того, Зубейр приходился племянником Хадидже, первой жене Мухаммада), поддерживаемые вдовой пророка Айшей, выступили в качестве соперников Али и предъявили свои права на власть.
Во время его правления произошла верблюжья битва, которую разожгли сабаиты и их приспешники. Также произошло большое сражение между Али и хариджитами при Нахраване. Закончилось это тем, что один из хариджитов, по имени Абдуррахман ибн Мулджам, замыслил убийство Али. Он напал на него в Куфе, когда Али шёл на утреннюю молитву, а тот ударил его мечом.
В результате войн и неспособности Али действовать решительно произошёл распад халифата. У него не было таланта администратора и проницательности политика, необходимых для управления мусульманской империей. Но образ «рыцаря без страха и упрека», который, несмотря на все невзгоды, оставался честным и верным исламу, сохранился в веках. Его трагическая гибель, а также гибель его потомков, создали ему ореол мученика. Возникшее после его смерти движение шиитов первое время находило опору в иракском патриотизме, а затем распространилось на территории Ирана. Здесь образ Али приобрел черты святого мученика. Если у суннитов Али остается образцом набожности и благородства, то в среде шиитов существует культ Али. Его фигура порой заслоняет образ пророка Мухаммада, так как крайние шииты считают, что именно Али является носителем божьей благодати (араб. барака), —абсолютным и непогрешимым авторитетом в делах ислама, обладателем всех достоинств, которым Аллах может наделить человека. Сторонники Али называют его «вали Алла» (араб. «друг Аллаха»).
В 661 году Али был убит, и община раскололась окончательно. Али — единственный лидер мусульман после Мухаммеда, которого признают и сунниты, и шииты. Первые считают его четвертым халифом (последним из «праведных»), а вторые — первым имамом и святым.