Правовые школы (мазхабы): доктринальные и геокультурные особенности
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Мазхаб (араб.: путь следования) — религиозно-правовая школа. Синоним термина «фикх».
Фикх (араб.) — теория мусульманского права, разрабатывающая принципы использования Корана и сунны и их интерпретации для практической разработки норм жизни мусульманского общества.
В своем терминологическом значении Фикх, занимается проблемой правильного отражения высших, небесных религиозных законов во всех областях жизни мусульман. В его компетенцию входят правила государственной, религиозной и гражданской жизни, правила отправления культа, семейное, наследственное и уголовное право, этические нормы и законы административного управления. Все проявления личной и общественной жизни мусульманина должны быть религиозно ориентированы, эту ориентацию осуществляет фикх. Различают две части фикха: сугубо теоретическую — усуль аль-фикх («корни» фикха) и прикладную — фуру аль-фикх («ветви» фикха). Один из главных теоретических вопросов фикха — проблема источников права, то есть о допустимых приемах и источниках извлечения выводов о практической жизни из священных текстов. Эти источники: Коран, предания о высказываниях и деяниях Мухаммада (хадисы). Источниками также называют методы использования этих текстов — когда они не содержат прямых указаний по интересующим проблемам. Это кияс (суждение по аналогии), иджма (согласное мнение членов общины), рай (свободное индивидуальное суждение). По поводу степени применения этих методов в VIII—IX вв. шли ожесточенные споры. Допустимость их применения по-разному толкуется школами и течениями фикха. Эти школы (мазхабы) сложились в IX—X вв. В настоящее время существуют четыре суннитских мазхаба, которые имеют отдельные кафедры в мекканском святилище и одновременно преподаются в мусульманских религиозных университетах. Свои системы фикха имеют шииты, зейдиты, хариджиты. Все течения фикха различаются в основном мелкими деталями и обрядовыми формулами. Суннитские мазхабы: ханафитский (основатель Абу Ханифа Нуман, 699—767); шафиитский (основатель аш-Шафии, 767—820); маликитский (основатель Малик ибн Анас, 708/715—795); ханбалитский (основатель Ахмад ибн Ханбаль, 780—855).
Для каждого мазхаба присущи свои методы (приемы), которые допустимы для извлечения выводов о том, как следует поступать в той или иной ситуации, но в соответствии с нормами Ислама (которые основываются на священных текстах).