Проблема «раскола уммы» и историко—политические последствия
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Идейные расхождения стали неотъемлемой частью ислама. К середине второй половины VIII в. в исламе существовало уже, по крайней мере, пять основных религиозно-политических направлений — сунниты, составляющие большинство мусульман, хариджиты, шииты, мутазалиты и мурджиты. В свою очередь, каждое из этих направлений подразделялось на множество общин, школ, группировок.
Когда скончался Мухаммед (632), он не оставил никаких указаний о формах и методах дальнейшего управления делами мусульманской общины, о наследовании власти и т. д. При правлении первых двух халифов Абу Бакра и Омара в мусульманском обществе не было крупных внутренних социально-политических конфликтных ситуаций. Это были годы внешней экспансии, когда последователи ислама основное внимание обращали на решение более острых проблем.
Перемены в Арабском халифате и исламе произошли при последующих халифах. Наиболее злободневным стал вопрос о верховной власти: кто после убитого Умара должен занять место халифа. В основном острейшая борьба по этому вопросу развернулась между представителями двух кланов: омейядов и хашимитов из племени курейшитов. Род Омейядов представлял Усман — зять Мухаммеда, а Хашимитов — Али тоже зять и брат Пророка. Стал халифом Усман, сторонники Али недовольны. С приходом к власти Усмана внутриполитическая борьба усилилась, и он был убит.
После смерти Усмана назначение халифом Али привело к дальнейшему обострению борьбы за власть в халифате. Муавия отказался подчиняться и объявил войну, и еще после этого было несколько войн. При битве при Сиффине 12 тысяч воинов, разочаровавшись в Али как в вожде, покинули лагерь, создали самостоятельную организацию и стали называться хариджиты. Этот раскол является первым расколом в исламе. Хариджизм выступает как особое направление до суннитского и шиитского раскола в исламе.
Убийство Али послужило началом широкой конфронтации между суннитами и шиитами. Умма разделилась на сторонников того или иного подхода.
Али был убит приверженцами династии, которая первой после его смерти основала первый халифат — Омейядский халифат. Перед тем, как основать этот халифат, его приверженцам необходимо было сначала избавиться от сыновей Али. После убийства Хасана и Хусейна (дети Али, внуки Мухаммеда) в результате войны произошел раскол между теми, кто поддерживал кандидатуру Али и кровной линии Мухаммеда, то есть его семьи и между большинством мусульман, решивших поддержать политически более сильных кандидатов, то есть, ближайших друзей Мухаммеда — Сахаба. Те, кто поддерживал Али и Хасана с Хусейном — откололись, и с тех пор известны нам как Ши'а или шииты. Остальные же нам известны как приверженцы сунны (путь ортодоксального ислама), то есть сунниты.
Шииты считали, что власть должна перейти потомкам Мухаммеда. А сунниты ставили под сомнение исключительную привилегированность этого рода и предлагали большинством мусульманской общины выбрать другую кандидатуру из потомков Мухаммеда, объясняя свою позицию выдержками из сунны — второго после Корана источника исламского права, отчего и стали так называться. Считали, что власть должна передаваться достойнейшим, родство — это не самое главное.
После смерти Али произошло прекращение практики выбора халифов с заменой ее наследованием. И сунниты, и шииты на протяжении столетий разделялись на все новые группы. Последовали многовековые конфликты между шиитами и суннитами. В X-XI веках это была жестокая война Фатимидских шиитских халифов Африки с Аббасидскими суннитскими халифами Сирии, Аравии и Египта, в начале XVI века — кровавое многолетнее соперничество шахиншаха Ирана Исмаила I Сефевида, провозгласившего шиитскую традицию обязательной государственной религией Ирана и османского суннитского султана и халифа Селима I Явуза (Грозного), нещадно истреблявшего шиитов. Противоборство шиитов и суннитов продолжалось и внутри Османской империи и между османами суннитами и шиитским Ираном. Продолжается эта война и ныне.