Суннитские мазхабы: ханафизм и его роль в политической истории ислама
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Ханафизм (ханифйзм) — учение ханафитов.
Ханафиты (ханифйты) — последователи религиозно-правовой школы Абу Ханифы, одного из четырех суннитских мазхабов.
В разработке учения ханафитской школы более важную роль, чем сам Абу Ханифа, сыграли его «ученики» — Абу Юсуф Якуб (ум. 795 г.) и Мухаммад аш-Шайбани (ум. 805 г.). Возникнув в Ираке и распространившись далее на восток, ханафитская школа мусульманского права пережила свой расцвет в Хорасане и Мавераннахре (Центральная Азия; пик расцвета 9-12 вв.). В Хорасане начиная с IX в. ханафиты разработали применительно к местным условиям собственную правовую систему водопользования. И на западе, в Магрибе, вплоть до XI в. ханафизм занимал заметные позиции; в Сицилии они были господствующей школой. С падением Аббасидского халифата ханафитская правовая школа уступила свои позиции (после завоевания чингизидами). Однако в Османской империи ханафитский мазхаб был провозглашен государственным. И хотя кади и муфтии могли придерживаться другой правовой школы, судить и выносить заключения (фетвы) они должны были согласно ханафитскому праву. В настоящее время ханафиты преобладают среди тюркоязычных суннитов, а также в Афганистане, Сирии, среди мусульман Индостана, Китая и Индонезии. (закрепился на Кавказе, в Центральной Азии, Поволжье, Малой Азии). Успешному распространению ханафитского права способствовали относительная терпимость ханафитов к инакомыслящим и широкое пользование местным обычным правом (адат, урф), сложившимся до ислама. Вследствие этого в ханафизм охотно принимали кочевников (в частности, тюркские народности), сохраняя тем самым свои старинные патриархальные обычаи. (главная черта — как правило мазхаб для мусульман, но не арабов). Кроме того, ханафиты более терпимо, чем последователи других мазхабов, относились к иудеям и христианам и более широко применяли в правовых вопросах рай (свободное индивидуальное суждение) и кияс (суждение по аналогии).