Теория и практика исламской революции Хомейни

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Концепция идеального шиитского государства три группы власти в исламском государстве религия справедливости реализации теократической концепции
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Концепция идеального шиитского государства во времена «отсутствия скрытого имама» была разработана аятоллой Хомейни в тесном сотрудничестве с аятоллами Багир Садром и Мусой Садром задолго до иранской революции. Лекции Хомейни, прочитанные в период его пребывания в изгнании в Ираке, в священном шиитском городе Неджефе, составили основу политико-религиозного трактата Хомейни «Хокумате эслами» (Исламское правление). Здесь была изложена теоретическая модель исламского государства.

Взгляды Хомейни на ислам были, мягко говоря, неортодоксальными. В книге «Кашфуль—асрар» он доказывал, что Пророк неверно изложил мусульманам учение об имамате. Это стало причиной разделения в мусульманском мире. С точки зрения суннитских богословов, это явный куфр (еретическая клевета).

В работе «Исламское правление» Хомейни говорил о том, что имам сильнее приближен к Аллаху, чем Пророк и Ангел. Ни Пророку, ни Ангелу Аллаха никогда не достичь такой степени духовной близости к Аллаху, которой достиг имам. Из этого Хомейни делал важнейший вывод — в период «гайба» (сокрытия) Махди власть должна принадлежать аятолле — признанному религиозному авторитету, который должен обладать властью имама. Но с точки зрения ортодоксальных шиитов, законной и наследственной властью могут обладать только потомки Али от его брака с Фатимой — дочерью Пророка.

В своей работе Хомейни рассматривает два варианта исламского правления. Первый — это когда приходит Махди. Здесь все просто — Махди берет на себя всю полноту власти как божественное существо. Во втором варианте Махди по-прежнему остается сокрытым. Здесь шиитской общине нужна особая форма правления — исламская республика. Во главе исламской республики стоит не монарх, а суверенитетом обладает весь народ.

С точки зрения ортодоксального шиизма любой выборный глава уммы не законен, как и коллективное руководство. Только потомки Али от Фатимы могут обладать законной и наследственной властью. Поэтому о республике не может быть и речи. Хомейни пытался обосновать свою правоту с помощью ряда доводов. Например, те, кто не обладает право выносить фетвы, должны подчинять тем, кто выносит фетвы (муджтахидам). «Велайат-е факих-е муджтехид» (наместническая миссия муджтахида) дает ему право распоряжаться членами общины и частью их имущества. Но, конечно, эта власть не равносильна власти Махди.

Хомейни выделял три группы власти в исламском государстве:

  1. группы, принимающей решения, основанные на шариате;

  2. совещательной группы;

  3. исполнительной группы.

Хомейни — автор 21 богословской работы и нескольких тысяч проповедей.

Хомейни утверждал, что власть в Иране находится в руках народа. Народ лишь передал власть тому, кто является слугой народа и хочет его блага. Хомейни не считал себя диктатором, ему было неприятно и больно узнавать, что его кто-либо называет диктатором за рубежом. Но это неизбежно, потому что Хомейни выступил против интересов сверхдержав, которые грабят народ Ирана. Сверхдержавы привыкли грабить народ Ирана и изрекают на имама всяческую клевету. Хомейни признавался, что ему приятно чувствовать преклонение толпы перед собой. Он считает это проявлением любви, которая ничего общего не имеет с религиозным фанатизмом.

Хомейни считал, что ислам — это религия справедливости. При исламе не может возникнуть диктатуры, а тем более — фашизма. Поэтому фашизм возникал на Западе, а не в мусульманских странах. Мусульманские массы, воспитанные духовенством — это люди, которые исповедуют высокую духовность и доброту. Коммунизм равнозначен фашизму. Аятолла высказал уверенность, что коммунисты могли бы прийти к власти в Иране, если бы не исламские революционеры.

Имам Хомейни заявил, что он приглашал коммунистов (ОМИН и «федаи») к сотрудничеству и ждал этого пять месяцев. Но вместо этого они сожгли запасы зерна, нападали на избирательные участки и устраивали там погромы. Коммунисты, курды, старый режим и «иностранные силы» выступили против исламской революции единым фронтом.

Хомейни представляет себе жизнь иранского народа как непрерывную священную войну. Причем он имеет в виду именно войну с оружием в руках. Все, в том числе и женщины, должны воевать или трудиться в тылу. Потому что враги Ирана непрерывно создают заговоры, а друзья Ирана не искушены.

Хомейни заклинает мусульман-шиитов не отступать от фикха, шариатского судопроизводства, строго соблюдать религиозный культ. Потому что все это имеет политический смысл, это выступление и протест. Даже ритуальные проклятия в адрес Омейиадов, хотя они все давно горят в аду (по мнению Хомейни) являются проклятиями, адресованными угнетателям и притеснителям.

В результате реализации теократической концепции Хомейни сложилась довольно стройная структура революционных органов власти. Низовые ее звенья составили ревкомы, революционные трибуналы, рабочие советы на предприятиях и советы служащих в учреждениях. Центральный революционный комитет, штаб Корпуса стражей революции и Верховный революционный трибунал представляли центральные исполнительные органы, а Исламский революционный совет олицетворял собой законодательную власть.

Таким образом, Исламская революция в Иране стала неожиданностью для всего мира. Таким же неожиданным было появление во главе ее лидеров радикальных представителей шиитского духовенства. Тем не менее, Хомейни удалось создать вполне жизнеспособное и агрессивное исламское государство с помощью своей концепции исламской теократии.