... > Исламский фактор > Третье поколение НРПО:...

Третье поколение НРПО: Талибан в Афганистане

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Афганские религиозные экстремистские организации Апрельский переворот афганский «Талибан» всемирного исламского государства
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Афганские религиозные экстремистские организации

Этот блок исламских НРПО: многочисленные афганские группировки, набравшие силу в 80-е и последующие годы. Во 2-й половине 60-х гг. создается «Мусульманская молодежь», цель — борьба против «чуждых идеологий». Основатели: Сайаф, Раббани, Хекматьяр, присоединились Масуд и др. За рубежом были известны как «братья», что позволяло соотносить их с «Братьями-мусульманами», выступали против монархий.
После государственного переворота 1973 г. и провозглашения республики, политика Дауда привела к вооруженной борьбе против режима. Ставилась задача по свержению власти, впервые выдвинута претензия на власть в государстве. Попытка вооруженного переворота (лето 1975), мятеж был подавлен. Лидеры бежали в Пакистан, где в 1976 г. в результате раскола «Мусульманской молодежи» сформировались «Исламское общество Афганистана» (Раббани) и «Исламская партия Афганистана» (Хекматьяр). В группировку пуштуна Хекматьяра входили пуштуны, а в структуру таджика Раббани – таджики.
В то время афганское движение не отличалось от других междунар исламистских движений (следовали полностью учениям Кутба и Маудуди). Стояли неотложные политически задачи, поэтому не получилось сформулировать свою теорию — проекты не обладали особенностями.

Апрельский переворот (1978), застал исламское движение в разъединенном виде. Вскоре в стране действовало несколько исламских оппозиционных группировок, объявивших джихад режиму неверных. Исламисты ставили задачу свержения власти и создания исламской республики. Вторжение советских войск в Афганистан (декабрь 1979) придало дополнительный импульс движению сопротивления, созданы афганские исламские группировки и суннитского, и шиитского толков и их союзы. Кроме ИОА и ИПА, функционировали суннитские «Национальный фронт освобождения Афганистана» (Моджадеди), «Национальный исламский фронт Афганистана» (Гейлани), «Движение исламской революции Афганистана» (Наби) и др., шиитские «Наср» (Саддики), «Исламское движение» (Мохсени) и т.д. Эти организации были образованы в Пакистане и Иране.

Летом 1979 г. партии Раббани, Наби и Гейлани, объединились в союз на основе пакта «Об исламском единстве» (был распущен через несколько месяцев). Вскоре возникла другая группировка (вошли партии Раббани, Халеса, Наби, Моджаддеди и Гейлани). Руководитель союза — Сайаф. В марте 1980 г. группировка называлась «Исламским союзом за независимость Афганистана». К 1981 г. в Пешаваре — уже 10 исламских суннитских партий: три консервативные (Гейлани, Моджаддеди и Наби) и семь исламистских партий — «Джамиате ислами» (Раббани), две группировки «Хезбе исламийе Афганистан», (Хекматиаром и Халесом), партия Сайафа и три группы, отколовшиеся от консервативных партий.

Традиционалисты были готовы приспособиться к любой влиятельной политической системе, которая соблюдала элементарные религиозные установки, фундаменталисты не соглашались сосуществовать с политической системой, не основанной на «власти Аллаха».

Среди шиитов также не было единства. Ситуация, осложненная в результате иностранного (пакистанского, иранского, арабского) вмешательства, имела негативное влияние на организацию и развитие афганского сопротивления.

Таким образом, на протяжении всего периода сопротивления между группировками не прекращалась ожесточенная борьба. После вывода советских войск (февраль 1989) вооруженное противостояние продолжилось с еще большим ожесточением. Такое развитие ситуации позволило развиться движению «Талибан». Именно афганский «Талибан» представляет собой исламскую НРПО третьего поколения. Его боевым ядром стали пуштуны, учащиеся и выпускники пакистанских медресе. При создании, пакистанскими спецслужбами акцент был сделан на имевшиеся противоречия между основными афганскими группировками. Главная цель: разоружить все афганские группировки, создать государство «чистого ислама» (ваххабизм), устранить с ключевых позиций в государственных органах представителей национальных меньшинств (таджиков, узбеков, хазарейцев). Идеологическая основа: исламский национализм (синтез религиозного и националистического факторов). Радикальный фундаментализм и пуштунский национализм стали главной идеологической опорой и движущей силой.

Талибы вывели исламский фактор на передний план внутриафганского конфликта. Неприятие прежних исламских партий объясняется их недостаточной верностью принципам ислама. В мотивации членов движения используется пуштунский фактор.

Впервые на афганской территории талибы появились в ноябре 1994 г. Осенью они захватили большую часть Афганистана, контролируя большинство провинций страны, а в начале 2001 г. их власть распространялась уже на 95% территории. Центральным положением талибской идеологии выступает тезис о нераздельности религии и политики и ключевой роли духовенства в управлении государством. Будущее политическое устройство государства руководство «Талибан» видит в форме халифата во главе с единоличным правителем — халифом. Обязательные принципы такого государства (по версии кабульской газеты «Анис»: глава общины (государства) должен быть выборным; правительство должно формироваться главой государства на основе консультаций с народом через избранных им представителей в «шуре»; управление государством осуществляется только на основе законов шариата.
Талибская мысль не замыкается в рамках Афганистана и в духе панисламизма пропагандирует идею создания всемирного исламского государства в форме халифата.

3 апреля 1996 г. на собрании представителей афганского духовенства в Кандагаре лидер талибов мулла Омар был провозглашен «повелителем правоверных», что является титулом халифа. Так, лидер талибов стал верховным вождем мусульманской общины на территории, и сосредоточил в своих руках всю полноту политической, военной и религиозной власти.

После захвата Кабула (сентябрь 1996) талибы объявили о создании «Исламского эмирата Афганистан» и приступили стали создавать свои властные структуры: сохранили высший руководящий орган движения – «Руководящую коллегию движения талибан» (ставкой остался Кандагар), были упразднены «Большая шура» и «Малая шура», вместо них создано правительство в Кабуле. Исполнительная власть представлена «Попечительским Советом исламского государства» (возглавляемый Муллой Раббани), были реорганизованы религиозные и судебные органы, репрессивно-карательный аппарат. Возрожден «Совет улемов» (теперь – «Всеобщий Совет улемов и духовенства»), который должен разъясненять населению цели и задачи Исламского Эмирата. При Верховном Суде создан «Центральный совет по изданию фетв».

Таким образом, руководство движения «Талибан», представленное служителями культа и одновременно пуштунами по национальности, в результате вооруженной борьбы захватило политическую власть на большей части территории Афганистана, где, как и в Иране, власть оказалась в руках духовенства.