Целостность исламской религиозной, правовой и политической доктрины
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
В отличие от христианства, исповедующего принцип: «Богу — богово, кесарю — кесарево», трактуемого как требование раздельного существования государственности и конфессиональности, в исламе действует принцип слитности религии, политики и права.
Выдвинут он был практикой пророка Мухаммада, который был руководителем мусульманской общины и мусульманского государства. Эта реальность получила закрепление в Коране и сборниках хадисов (изречений и описаний поступков пророка Мухаммада), являющихся руководством для мусульман при решении всех жизненных проблем.
Политическая организация общества и становление учения ислама протекали параллельно. Политика и религия шли «рука об руку», не разделяясь, обеспечивая согласование интересов различных социальных групп, разрешая возникающие противоречия, сплачивая общество и содействуя его прогрессивному развитию.
Возникновение и формирование ислама как религиозной системы связано с социокультурными, экономическими и политическими процессами на Аравийском полуострове в VI – VIII вв. Ислам изначально складывался как комплекс догматикоритуального учения и правовой системы, норм нравственности и принципов организации и функционирования государства. Идея нераздельности духовной и светской жизни, религии и политики нашло свое широкое отражение в теории и практике ислама. Мусульманская религия генетически предшествовала праву, соответственно она оказала значительное влияние на его формирование. Религиозные каноны выполняли роль источника норм права, многие религиозные понятия, определения впоследствии трансформировались в юридические.
Шариат («прямой путь») — божественный закон в исламе, охватывающий различные сферы: религиозную догматику и обряды, моральные, поведенческие и юридические нормы, составленные на основе Корана и Сунны. Коран и Сунна являются одновременно источниками и религии, и права.
Догматико—теоретические основы мусульманства не допускают конкуренции между духовным законом и законами государства, потому что в исламе только одно право — шариат.
На основе установок ислама на протяжении столетий в мусульманских странах строилась деятельность политических институтов, налоговой, судебной и образовательной систем, благотворительных организаций, решались проблемы семейно—брачных и имущественных отношений, вопросы войны и мира.
Таким образом, политико—правовая доктрина ислама определяют самые различные аспекты жизнедеятельности общества; право и государство, социальное устройство и регламентация религиозной практики. В течение столетий система социокультурных и духовных ценностей ислама не оставалась без развития. Она модифицировалась, отражая эволюцию форм мусульманского государства и социокультурную специфику ареала распространения ислама, а также показывала характер борьбы различных политических течений в мире. Вместе с тем именно первоисточники мусульманской религии и произведения ведущих улемов—богословов раннего средневековья стали теоретической базой социокультурной концепции ислама.