... > Исламский фактор > Уничтожение халифата и...

Уничтожение халифата и панисламизм

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

феодальное арабо-мусульманское государство Первым идеологом панисламизма Последствия уничтожения Халифата
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Халифат (араб. — замещение, наследование) — первоначально, феодальное арабо-мусульманское государство, созданное пророком Мухаммедом и впоследствии возглавляемое халифами («заместителями» пророка), а также система исламского теократического государства.

Панисламизм — религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления о том, что ислам обеспечивает наднациональную и надклассовую общность его приверженцев и что политическое объединение мусульман под главенством халифа важнее всех др. государственных и политических объединений.

Оформившись в последней четверти 19 в. в условиях империалистической экспансии и формирования на Востоке капиталистических отношений, панисламизм имел тогда главной целью сохранение независимости феодальных государств и создание таких мусульманских политических центров и политических объединений, которые могли бы закрепить господство феодалов и противостоять колонизаторам. Таким образом, в панисламизме отразились попытки соединить, как писал В. И. Ленин, «.. освободительное движение против европейского и американского империализма с укреплением позиций ханов, помещиков, мулл и т. п.».

Первым идеологом панисламизма был Джемаль-ад-дин аль-Афгани, стремившийся приспособить панисламизм к задачам антиколониальной борьбы. Однако проповедь объединения на основе ислама неизбежно приходила в противоречие с идеологией буржуазного национализма формировавшихся наций Востока, с идеями патриотического единства населения отдельных государств. В результате панисламизм в начале 20 в. постепенно теряет антиколониальную направленность и используется преимущественно в реакционных целях как орудие агрессивной политики султана Абдул-Хамида II, а затем и младотурок. Последним крупным проявлением антиколониального содержания панисламизма было движение хали—фатистов в Индии.

Утром 28 Раджаб 1342 года по хиджре, что соответствует 3 марта 1924 г., враги Ислама разрушили Исламский Халифат руками Мустафы Кемала.

В эту ночь Мустафа Кемал дал приказ правителю Стамбула вынести решение о выдворении из Турции Халифа Абдульмаджида до утра следующего дня. Таким образом, преступник века Мустафа Кемал исполнил четыре условия, которые были поставлены англичанами на Лозаннском саммите в Швейцарии для признания независимости Турции. Именно таким образом, завершил свое существование Халифат. На долю мусульман легло глобальное бедствие. Проблемы и несчастья посыпались со всех сторон.

Последствия уничтожения Халифата, вначале незамеченные мусульманами, были ужасны: Умма была раздроблена, единству мусульман был нанесён ощутимый удар, от которого Умма не оправилась по сей день. Оторванные от Халифата земли были оккупированы и колонизированы неисламскими государствами, затем им была дарована фальшивая самостоятельность, скрывавшая за фасадом национальной независимости прозападное марионеточное правление тиранов, в центре исламского мира возникло чужеродное образование «Израиль», оккупировавшее Палестину, изгнавшее и убившее множество мусульман, закрывшее для Уммы мечеть Аль-Аксу, одну из трёх мечетей, особо отмеченных Аллахом, посеявшее хаос и напряжённость на прежде мирном и стабильном Ближнем Востоке. Мусульмане лишились защитника и покровителя, их земли стали лакомой добычей для стервятников-неверных, то и дело совершающих вооружённые вторжения на земли мусульман, богатства мусульман подверглись разграблению, их жизни и честь — унижению и насилию. Ислам был изгнан из жизни, стал неким подобием христианства, не играющего какой-либо реальной роли, Шариат и Коран подверглись забвению.