Духовная жизнь и культура Беларуси в 1945-1990 гг.

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

реформа средней школы сборники стихов белорусских поэтов скульпторы «Песняры»
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

За годы Великой Отечественной войны материально-техническая база школ, техникумов и ВУЗов республики была почти полностью уничтожена, погибло много учителей, преподавателей и ученых. Однако за годы четвертой пятилетки сеть школьного, среднего специального и высшего образования была восстановлена. 

С декабря 1958 г. началась реформа средней школы: семилетние школы становились восьмилетними, десятилетние — одиннадцатилетними с обязательным производственно-трудовым обучением. В школах вводились уроки труда и работали мастерские. Для детей из малообеспеченных семей открывались школы-интернаты. Одновременно резко сократилось число белорусских школ и выросло количество русскоязычных школ и предметов. Значительно расширилась сеть профессионально-технических училищ. Были открыты 14 новых ВУЗов. В 1985 г. в 33 ВУЗах страны обучались 182 тыс. студентов. По числу студентов на душу населения республика занимала одно из первых мест в Европе. Значительное внимание уделялось культурно-просветительным учреждениям. Наибольших успехов белорусская наука добилась в математике, ядерной энергетике, порошковой металлургии, биологии, геологии.

В годы хрущевской «оттепели» были написаны произведения, которые отличались реалистичным отражением действительности. Это романы И. Мележа «Люди на болоте», «Дыхание грозы», И. Шамякина «Петроград — Брест», «Снежные зимы». Широкой известностью пользовались сборники стихов белорусских поэтов — П. Бровки, А. Кулешова, М. Танка, Г. Бородулина, пьесы К. Крапивы, А. Макаенка.

Всего в 1985 г. в республике работали 17 театров, Государственный ансамбль танца, вокально-инструментальные ансамбли «Песняры», «Сябры», «Верасы», хореографический ансамбль «Хорошки».

Далеко за пределами республики были известны скульпторы 3. Азгур, А. Глебов, А. Бембель, А. Аникейчик, С. Горбунова. Среди их работ — ансамбль площади Победы в Минске, мемориальный комплекс «Хатынь», «Курган Славы», монумент в честь матери-патриотки М. Куприяновой в Жодино, памятники Я. Коласу и Я. Купале в Минске, Ф. Скорине в Полоцке. 

Таким образом, во второй половине 40-х — первой половине 80-х гг. в развитии образования, науки, культуры Беларуси были достигнуты весомые успехи. Но эта сфера деятельности ограничивалась остаточным принципом выделения ресурсов, национальная основа духовной жизни белорусского народа не оценивалась.