1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ >
  4. ЭВОЛЮЦИЯ СОСЛОВНОЙ СТРУКТУРЫ И ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА ВКЛ: ОТ ЕДИНОВЛАСТИЯ К СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКОЙ МОНАРХИИ

Эволюция сословной структуры и политического устройства ВКЛ: от единовластия к сословно-представительской монархии

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

монархию Судебная система: Были созданы сословные и всесословные суды: Функции исполнительной власти осуществляли: Вывод
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

ВКЛ представляло собой монархию во главе с великим князем. Великий князь командовал вооруженными силами, от его имени издавались законодательные акты и вершился суд. В его ведении были дипломатические отношения с другими странами, объявление войны и мира. Он назначал на гос. должности и распоряжался госимуществом.

Судебная система:

  1. великокняжеский суд — высшая судебная инстанция;

  2. суды панов-рады и сейма (в 1401 г. начал действовать новый орган госвласти — общий сейм, на его заседаниях могла присутствовать вся шляхта.) Сначала рада имеет только функцию советчиков, а с конца 15 в. приобретает и законодат. власть. Сейм ВКЛ как сословно-представительный орган окончательно сформировался именно в XVI в. В него входили представители шляхты, избираемые ежегодно от каждого повета по одному человеку.

1581 г. — трибунал ВКЛ;

1565 г. — проведена судебная реформа .

Были созданы сословные и всесословные суды:

  1. земский — рассматривал общественные иски шляхты;

  2. замковый — рассматривал криминальные дела и был всесословным;

  3. подкоморский — рассматривал земельные споры землевладельцев;

  4. войтовско-лавничий — существовал в городах с Магдебургским правом.

Сойм, как законодательный орган, берет начало с древнейших вечевых собраний, которые при феодализме превратились в сословно-представительные органы. Кроме того, сеймом назывались и другие собрания, например, собрание жителей города. Порядок созыва и работы сойма до XVI в. регулировался не законами, а обычным правом. Решения на сойме принимались государем и радой.

Функции исполнительной власти осуществляли:

  • канцлер, хранивший государственную печать и заведовавший центральной канцелярией;

  • гетман, который в отсутствие великого князя командовал армией во время войны;

  • земский, ведавший государственной казной.

К высшим служебным особам относился маршалок. Он следил за сохранением порядка и этикета при дворе великого князя, объявлял решения государя, сойма и рады, осуществлял правосудие в отношении особ, виновных в преступлении.

Во главе местной власти в воеводствах стоял воевода. Его заместителями были каштелян, который командовал военными подразделениями, а также подвоевода, заведовавший канцелярией. В поветах во главе администрации стоял староста, в городах — войт.

В XVI в. интенсивно развивается госаппарат: усложняется структура, увеличивается численность, происходит централизация.  Именно во 2 половине XVI в. завершается процесс правового закрепления основных звеньев госаппарата.

Военнообязанными были все мужчины, которые имели в собственности землю. Со своих земельных владений шляхтич должен был выставлять вооруженного и обученного ратника: одного от восьми служб (одна служба — примерно два крестьянских хозяйства).

Вывод

В гос. строе ВКЛ, составной частью которого являлась и Беларусь, произошли значительные изменения под воздействием объективных и субъективных причин. Завершился процесс складывания территории государства, унификации его административно-территориальн. деления в результате проведенной в 1564-1566 гг. административной реформы, что в итоге привело к окончательному оформлению централизованного гос-ва. Вся территория гос-ва была разделена на 13 воеводств, которые в свою очередь делились на поветы.