Истоки белорусского этноса. Концепции происхождения названия «Белая Русь». Культура белорусских земель во второй половине XIII-первой половине XVI вв
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Белорусский этнос — это устойчивая общность людей, которая исторически сложилась на территории современной Беларуси, соседних восточных и северных землях и характеризуется особенностями языка, быта, культуры, черт психики и самосознания, передаваемых из поколения в поколение.
Процесс формирования белорусского этноса является длительным по времени, сложным и многогранным. Существуют различные взгляды и ответы на вопросы об истоках, корнях, предках белорусов. Споры исследователей вызывает время завершения процесса составления (этногенеза) белорусского этнического сообщества. Одни утверждают, что белорусы, как этнос, уже существовали в XIII в., а процесс формирования белорусской народности начался еще в VII-VIII вв. Белорусская этническая общность сложилась в XIII-XIV вв. М. Гринблат считает, что формирование белорусов происходило в XIV-XVI вв. Есть и другие мнения.
Создатели великорусской концепции считают, что белорусский язык — диалект русского языка. Создатели польской концепции считали так же, как и великорусской только для себя. В начале XX в. Е. Карский в фундаментальной работе «Белорусы» убедительно доказал, что белорусский язык является самостоятельным славянским языком, который по своему лексическому составу, синтаксису, фонетике и морфологии входит в группу восточнославянских языков наряду с русским и украинским. Согласно финской концепции (её автор Ласков ), предками белорусского народа были славяне и финны. По балтской концепции (Седов) предками белорусов были славяне и древние балты. Подобно названиям белорусских рек финского происхождения, они показывают только то, что в прошлом на территории Беларуси жили балты. Но большинство их было ассимилировано раньше, когда белорусы еще не сформировались. Кривичская концепция — ошибочность в том, что кривичи жили в середине XII в., когда белорусский этнос не сформировался.
Концепции происхождения названия «Белая Русь»
От белого цвета льняной одежды жителей, а также «центрального» размещения района в славянском мире.
Антропологические особенности (цвет волос, глаз).
Наличие в регионе большого числа озер и рек.
Независимость от монголо-татар.
Находится на западе.
Белая Русь в противопоставление Черной и Красной.
Постепенно формировался и особый белорусский менталитет — склад ума народа, образ его мышления, национальный характер, психология.
К лучшим нравственным и духовным качествам белорусов относятся: национальная и религиозная толерантность (терпимость), терпимость, гостеприимство, выносливость, щедрость, сообразительность, честность, доброжелательность, поэтичность души, трудолюбие. К отрицательным сторонам белорусского менталитета можно отнести апатичность, нерешительность, консервативность, недоверчивость, скрытность, покорность. Общими чертами также являются для белорусов молчаливость, домоседство, не агрессивность, склонность к согласию и поисков компромиссов.
Культура белорусских земель во второй половине XIII-первой половине XVI вв
В XV-XVI вв. на Беларуси сложились условия для развития культуры Возрождения и Реформации. В среде горожан и знати распространяются идеи гуманизма, меценатства.
Литература
Белорусский язык имел тогда статус государственного. На нем были созданы Статуты ВКЛ 1529, 1566 и 1588 гг. Своеобразной энциклопедией исторических знаний эпохи Средневековья стали следующие летописи: Летопись великих князей литовских, Хроника ВКЛ, Хроника Быховца. Прекрасными фигурами Возрождения были Григорий, митрополит ВКЛ, который первым внес в белорусский литературу гуманистические идеи; М. Гусовский, который дополнил литературную сокровищницу поэмой «Песнь про зубра»; Ф. Скорина, основатель нового литературного жанра предисловий к читателю. Кроме того, он ввел в Беларуси книгопечатание, перевел и издал 23 книги Библии в 1517-1519 гг. в Праге, а в Вильнюсе — «Малую подорожную книжицу». Деятелем протестантских направлений Реформации был С. Будный, который перевел на белорусский язык «Катехизис» и издал его в 1562 г. в Несвиже для обучения «людей простых», он также искренне боролся за развитие белорусского культуры. Той же позиции борьбы с полонизацией придерживался В. Тяпинский, который на свои средства основал типографию и издал «Евангелие» на белорусском и церковнославянском языках. С XV в. начинают широко распространяться библиотеки при монастырях и иезуитских коллегиума в Гродно, Бресте, Минске, Новогрудке, формируются частные коллекции Гаштольда, Радзивиллов, Сапег.
Архитектура
В развитии архитектуры на Беларуси соединились национальные и западноевропейские традиции, которые принесли нам романский, готический стили и стиль барокко. В связи с постоянной внешней опасностью было построено много крепостей и замков (Новогрудок, Лида, Брест, Гродно, Койданово, Смоляны, Мир, Гольшаны, Несвиж и т.д.) Лучшими образцами белорусского готики в культовой архитектуры являются православные церкви в Сынковичах, Маломажейскове, Супрасле и Заславле, католический костел в Ишкальди. Главная их особенность — оборонительный характер архитектуры, церковь была одновременно и крепостью.
Живопись
Расширяется развитие фресковой живописи и иконописи («Одигитрия Иерусалимская» с Пинской Варваринской церкви и «Умиление» из Малориты).В XIV-XV вв. в костелах появились деревянные, разукрашенные разными красками скульптуры. Наиболее раний памятник — Распятие (д. Голубичи, XIV в.). В XV в. являются впервые произведения светской живописи, что было обусловлено влиянием европейского Возрождения.
Декоративно-прикладное искусство
Начиная с XIV в. широкое распространение получают изразцы (кафель, кафли). Ими обкладывали стены печей, использовали для облицовки стен строений. Первые изразцы получили название «горшковых», поскольку напоминали обычные горшки цилиндрической формы. В XV в. изразцы приобретают вид четырехлепестковой розетки (распустившегося цветка). Позднее белорусские мастера начинают изготавливать коробчатые изразцы в виде коробки, внешняя пластина которых украшается рельефным орнаментом.