1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ >
  4. ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ И ДИСКУССИОННЫЕ АСПЕКТЫ ЦЕРКОВНОЙ УНИИ

Историографические и дискуссионные аспекты церковной унии

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

униеведение Коялович
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Брестской церковной унии и униатской церкви посвящено много изданий. В науке сложилось направление — униеведение. Этим занимались как богословы, так и светские историки. Первые работы появились в конце XVI–первой половинеXVII вв. и определили 2 подхода к проблеме униатства:

  • сторонники оправдывали унию и доказывали необходимость и важность этой унии для православной церкви (Петра Скарга, И. Патей, Кунцевич и другие);

  • идеологи православной церкви вступили в полемику с католиками и униатами (Л. Зизаний, М. Смотрицкий, которые выступали против создания церкви, обвиняли организаторов в измене).

Коялович стал крупным специалистом по истории униатской церкви. Он считал, что униатство стало результатом политики Польского королевства и Рима. Заинтересованность Ватикана, католической церкви в унии признавали и белорусские историки, но некоторые считали, что униатская церковь играла роль национально-белорусской (Ластовский). Игнатовский связывал унию с политикой Польского королевства в отношении ВКЛ. Он рассматривал ее как продолжение Люблинской унии. Он отмечал, что церковная уния принесла разлад и вызвала религиозную борьбу.

В советский период история униатской церкви освящалась с позиций дореволюционной российской историографии. В целом, этой унии уделялось небольшое внимание. Новые подходы появляются в 90-е гг. XX в. Большое внимание к унии было уделено в связи с 400-летием унии. В Беларуси состоялся ряд научных конференций, появился ряд работ (публикации Морозовой и Подокшина).

При оценке унии они исходили из того, что ее нельзя рассматривать как политическую акцию внешних сил, что она была предопределена самим геополитическим положением ВКЛ и особенностями менталитета западно-русского православия, сложившегося под воздействием западноевропейского влияния. Что касается оценки униатской церкви как национальной-белорусской, то Подокшин ее не разделял. Вообще в Беларуси ни одна конфессия не стала национально-белорусской.

В 90-е гг. вышли работы Григорьевой, Тепловой, Климова. Новые подходы поддерживали не все историки. Многие отстаивают традиционную концепцию унии, рассматривают ее с позиций конфронтации католичества с православием (Гайдук, Гордун, Царенков, Криштапович).

1-я униатская община была открыта в 1990  г. в Минске. Сейчас в Беларуси — 13 униатских общин. Социальная база — творческая интеллигенция и студенты. Покровители — представители БНФ.