... > История Беларуси > Конституция Республики Беларусь

Конституция Республики Беларусь

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

двухпалатный парламент референдум Конституцию
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

В укреплении государственного строя РБ важное значение имели выработка и принятие Конституции. Подготовка законопроекта о государственном строе Беларуси было получено Конституционной комиссии, председателем которой с октября 1992г. был избран Шушкевич. В Верховном Совете (ВС) разгорелся конфликт между оппозицией, возглавляемой депутатами БНФ, и большинством депутатов, которые поддерживали Премьер-министра Кебича по вопросу президентства. Оппозиция стремилась минимизировать значение руководителя государства. По их мнению, политическая традиция Беларуси требовала парламентского управления. Оппозиция предлагала, чтобы президент выбирался ВС. Проправительственное большинство стремилось к варианту Конституции, в которой будущий президент наделялся правами полного контроля за исполнительной властью.

На протяжении 1992-1994 гг. ВС стал ареной жестокой фракционной политической борьбы по острым проблемам экономической жизни, определения политического статуса государства, будущего договора с Россией. Президентские выборы, назначенные на июнь 1994 г., принуждали политические лагеря к усилению политической активности. В этой ситуации возрастал рейтинг Лукашенко. 26 января 1994 г. депутаты ВС отозвали Шушкевича с занимаемой должности. Председателем ВС несколькими днями позже стал Гриб, который форсировал процесс принятия Конституции.

15 марта 1994 г. ВС республики принял новую Конституцию, согласно которой Беларусь является унитарным демократическим социальным государством, которое владеет суверенитетом и полнотой власти на своей территории. В республике вводилась президентская форма управления. На очереди стоял вопрос избрания президента. Победителем на выборах стал Лукашенко. Вместе с выборами в ВС, назначенными на 14 мая 1995 г. был проведен республиканский референдум, среди вопросов которого был и вопрос о необходимости внесения изменений в Конституцию РБ, которые предусматривали возможность досрочного прекращения полномочий ВС Президентом РБ в случаях систематического или грубого нарушения Конституции. В июне 1996 г. Президент внес в ВС предложение о референдуме насчет изменений в Конституции – перенесении национального праздника с 27 июня (День провозглашения суверенитета в 1990 г.) на 3 июля (День освобождения Минска в 1944 г.), свободного оборота земли, отмены смертной казни, о реорганизации парламента, сроке полномочий руководителя гос-ва.

В соответствии с новой редакцией Конституции вместо однопалатного ВС с 260 депутатами был сформирован двухпалатный парламент — Национальное собрание, которое с этого времени состоит из Палаты представителей (110 депутатов; избираются населением) и Совета Республики (по 8 человек выбираются от каждой области и г. Минска и 8 назначаются президентом).

Согласно новой редакции Конституции президент является руководителем государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Руководителем исполнительной власти является Премьер-министр Правительства, расширены права и полномочия СовМина, изменен порядок назначения лиц на некоторые гос. должности и освобождение этих лиц от должностей.