... > История Беларуси > Культура Беларуси в...

Культура Беларуси в первой половины XIX века

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Виленский университет школьной реформы Горы-Горецкое земледельческое училище. Мицкевич. Чечот Дунин-Марцинкевич Огинский Горецкий и Орда Подчашинский
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Культура Беларуси в первой половине XIX века находилась под сильным влиянием польской и в меньшей степени русской культуры. Это объясняется объективными условиями — длительным нахождением Беларуси в составе РП и непродолжительным — в составе Российской империи. 

В основе развития культуры лежало народное образование. Начало переменам положила Адукационная комиссия, созданная в 70-е годы XVIII века, еще во времена РП. В 1802 году началось проведение школьной реформы. В 1803 году Главная литовская школа была преобразована в Виленский университет. В соответствии с реформой в каждом учебном округе создавалось несколько типов учебных заведений. Самой низшей ступенью в этой системе были одноклассные приходские училища, предназначенные для детей низших сословий. Ступенью выше были уездные 4-классные училища, а среднее образование давали гимназии, где обучались преимущественно дети чиновников и шляхты. 

В первой четверти XIX века польский язык являлся основным языком преподавания во всех типах учебных заведений. Учащиеся изучали польскую историю и литературу. Ситуация начала меняться только после раскрытия в 1823 году тайных обществ в учебных заведениях Виленского учебного округа. С этого времени начало вводиться преподавание русского языка как отдельного предмета, польская история заменяется историей России. 1 мая 1832 года указом царя за участие студентов в восстании был закрыт Виленский университет. В 1840 году было основано Горы-Горецкое земледельческое училище. В 1848 году оно было реорганизовано в земледельческий институт-первое в России высшее с/х учебное заведение. Горы-Горецкий земледельческий институт выделялся довольно высоким уровнем химических и биологических исследований. В 1843–1863 гг. здесь работал Шмидт — один из родоначальников химической науки в Беларуси, организатор первой химической лаборатории. 

Отличительной чертой культурной жизни Беларуси первой половины XIX века было развитие литературы и журналистики. В литературе XVIII – первом десятилетии XIX веков важным направлением был классицизм, однако во втором десятилетии он начал сменяться романтизмом. Наиболее сильно он проявлялся в творчестве Мицкевича, Чечота. Крупнейшим поэтом Беларуси того времени был Адам Мицкевич. В своих ранних произведениях он использовал темы и образы, связанные с белорусским фольклором, с белорусской историей и обычаями белорусского народа. Огромный вклад в развитие белорусской литературы в это время внес талантливый писатель, поэт и драматург Дунин-Марцинкевич. В 1846 году Дунин-Марцинкевич издал в Вильно пьесу « Крестьянка», где впервые в монологах и диалогах прозвучал живой белорусский разговорный язык. Знаменательным явлением литературной жизни 40–50-х годов было создание целого ряда анонимных произведений, имевший социальную и политическую направленность. Самой известной поэмой являлась «Тарас на Парнасе». 

Среди композиторов того времени наиболее известным стал Михаил Огинский. Самые популярные его произведения: « Прощание с Родиной», «Письма о музыке». 

В первой половине XIX в. велась регулярная застройка городов, строились банки, учебные заведения, больницы. В это же время впервые возникли типовые проекты гражданских и жилых зданий. Крупнейшим архитектором, оставившим заметный след в искусстве архитектуры Литвы и Беларуси, был Кароль Подчашинский. Его перу принадлежит трехтомный труд «Основы архитектуры для студенческой молодежи», по его проектам были построены многие архитектурные памятники. 

Воспитанниками Виленской школы живописи были десятки талантливых художников. Среди них такие как Горецкий и Орда. Как видно, культура Беларуси в первой половине XIX века достигла значительных успехов. Несмотря на длительную полонизацию и начавшуюся русификацию, белорусский народ смог сохранить свое этническое лицо.