Культура белорусских земель со второй половины XIII-первой половины XVI вв.: особенности развития и основные достижения
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Развитие культуры Беларуси в ХVΙ-начале ХVП вв. получило название «белорусское Возрождение». Оно было связано с Ренессансом — развитием западноевропейской культуры в период зарождения буржуазного общества.
В конце ХV-ХVΙ в.в на территории Беларуси сложились предпосылки для развития культуры Возрождения:
расцвет городов и превращение их в центры ремесла и торговли;
расширение связей со странами Западной и Центральной Европы;
развитие книгопечатания, образования;
распространение идеи гуманизма;
распространение меценатства.
Все это способствовало преодолению средневековой схоластики, формированию гуманистической идеологии, развитию светской культуры.
В отличие от западноевропейских стран Возрождение на Беларуси возникло в условиях, когда в экономике отсутствовали ярко выраженные буржуазные проявления. Города и местечки находились в большой зависимости от духовных и светских феодалов. В результате удельный вес светских начал в культуре был меньшим, чем на Западе.
Специфика Возрождения на Беларуси
столкновение западноевропейской и восточноевропейской традиций;
наличие определенного времени религиозной толерантности;
полилингвизм литературы.
Основным идейным течением в культуре этого времени стал гуманизм, яркими представителями которого на Беларуси были Ф. Скорина и Н. Гусовский.
Главные достижения в развитии культуры в первой половине ХVΙ в. было формирование старобелорусского языка в ВКЛ; возникновение белорусского книгопечатания; начало создания общегосударственного законодательства (Статуты 1529, 1566, 1588 гг.). Литературным шедевром стала поэма Н. Гусовского «Песня о зубре», в которой автор раскрыл красоту родной природы и величие ее народа.
Первые книги, выпущенные в типографии Ф. Скориной, были адресованы светскому читателю. В предисловии и послесловиях к изданиям книг Библии Ф. Скорина высказал ценные мысли об усовершенствовании общества, воспитании человека, установление достойной жизни на земле. Последователь Ф. Скорины Сымон Будный создает в Несвиже типографию, издает первую белорусскую книгу «Катехизис». В 70-80-е годы ХVΙ в. начал печататься на белорусском языке Василий Тяпинский.
В распространении грамотности среди населения сыграли значительную роль начальные и средние братские школы, коллегиумы. В Вильно была открыта иезуитская Академия — первое высшее учебное заведение.
Во второй половине ХVΙ в. на смену традиционному летописанию пришла историко-мемориальная литература, появляются пародийно-сатирические произведения.
В архитектуре органически сочетались национальные и западноевропейские традиции, которые принесли сюда готический, романский стили и стиль барокко. Творчески переосмысливая это наследие, белорусские мастера создали образцы белорусской готики (церкви оборонительного типа в Сынковичах, Маломожейкове, Заславле), культовые здания в традициях Ренессанса (костел в Несвиже, собор в Сморгони), в стиле барокко (иезуитский костел в Несвиже). Расширяется строительство замков. Создаются парково-замковые ансамбли в Лиде, Несвиже, Гродно.
В изобразительном искусстве наряду с иконописью, фреской получает распространение портретная живопись, гравюра, книжная миниатюра.
Белорусская культура ХΙV-ХVΙ в.в. развивалась на собственной основе, обогащалась достижениями соседних народов, активно включилась в общеевропейский культурно-исторический процесс.