Культура белорусских земель X-середине XIII в
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Церковное строительство
Первые христианские церкви на белорусской земле строились из дерева. Вполне вероятно, что их ставили на месте бывших языческих святилищ. Выдающимся достижением средневековой белорусской культуры являются памятники каменного зодчества, преимущественно церкви. Каменное зодчество — это возведение зданий из камня и кирпича, скрепленных известковым раствором. Каменные здания красиво выделялись среди деревянных строений средневековых городов.
Самой древней каменной постройкой в Беларуси является Полоцкий Софийский собор. Грандиозный Софийский собор в Полоцке строился в середине XI в. Это третий храм в землях восточных славян, посвященный Софии, после новгородского и киевского. Слово «София» означает «мудрость», которая, по представлению верующих, правила Вселенной. Величественный Полоцкий собор был символом могущества города Полоцка и его князей. Кроме главного предназначения — места, где люди молились Богу, он служил для хранения архива, библиотеки, государственной казны. Первоначально храм имел семь куполов.
В середине XII в. на берегу Полоты была построена Спасская церковь Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря. Строил ее полоцкий зодчий Иоанн (Иван).
Выдающимся памятником зодчества XII в. является Борисоглебская (во имя святых Бориса и Глеба) церковь в Гродно. Чаще ее называют Коложской церковью, так как она была построена на территории Коложского посада.
Искусство
Христианские церкви обычно украшались фресками и иконами. Так, в Спасо-Евфросиниевской церкви все стены и столбы были расписаны фресками. Фреска — это живопись водяными красками по свежей штукатурке. На темном фоне изображались фигуры святых. Первое, что невольно обращает на себя внимание, — лица людей, их дугообразные брови и большие, задумчивые глаза. Так художники стремились передать внутренний мир верующего человека, выразить свое понимание прекрасного.
Средневековая живопись на белорусских землях была представлена также книжными миниатюрами. Это были красивые разноцветные рисунки-иллюстрации к событиям, о которых рассказывалось на страницах летописей и рукописных книг. Чудесные миниатюры помещены в «Туровском евангелии» (XI в.) и «Оршанском евангелии» (XIII в.).
На белорусских землях в XI—XIII вв. были распространены разные произведения декоративно-прикладного искусства. Среди них предметы быта, украшения, оружие, посуда, иконки с изображениями святых, шахматные фигурки и др.
Наилучшим образцом белорусского прикладного искусства является крест Евфросинии Полоцкой. Сделал крест в 1161 г. выдающийся мастер Богша (в крещении — Лазарь) по заказу Евфросинии Полоцкой. Белорусская просветительница подарила его Спасской церкви. Крест имел 51 см в высоту, толщина его составляла около 2 см. Сделан он был из прочного дерева. Поверхность покрыта золотыми пластинами, а по бокам — узкие серебряные полоски с выбитыми на них длинными надписями кириллицей. На золотых пластинах креста размещались изображения Сына Божьего — Иисуса Христа, Божьей Матери, Иоанна и других святых. Крест Евфросинии Полоцкой является ценнейшим памятником нашей истории. В начале Великой Отечественной войны крест исчез из Могилевского краеведческого музея, где он хранился, и его судьба до сих пор остается неизвестной. В наше время мастер из Бреста Н. Кузьмич изготовил копию креста. Она хранится в Спасо-Евфросиниевской церкви в Полоцке.
Письменность
В XI в. в Полоцкой земле уже хорошо была известна кириллическая письменность. Об этом свидетельствуют надпись на плоском камне, который был найден в фундаменте Полоцкой Софии, а также надписи на пряслицах, амфорах, камнях, берестяные грамоты. В русле Западной Двины в разных местах находились четыре больших валуна с высеченными крестами и надписями XII в.: «Господи, помоги рабу своему Борису». Возле Орши был обнаружен «Рогволодов камень» высотой 3 м с большим количеством надписей. Этот уникальный памятник культуры восточных славян до нашего времени не сохранился. Исключительную научную ценность имеют берестяные грамоты.
Незаменимыми источниками наших знаний о прошлом являются летописи. Общая древняя летопись восточных славян была составлена в Киеве в начале XII в. Она известна под сокращенным названием «Повесть временных лет. Среди рукописных церковных книг самая ранняя — «Туровское евангелие» — создана в XI в Книги в то время писали на пергаменте — специально выделанной тонкой коже молодых животных. Листы рукописи складывали в тетради и сшивали. Обложками служили две доски. Такая книга имела вид. ящика, закрывающегося с помощью пряжки.