... > История Беларуси > Культура и этническая...

Культура и этническая структура белорусских земель в составе Речи Посполитой

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

идеи раннего Просвещения. адукационная комиссия барокко батлейка.
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Развитие культуры Беларуси во 2 половине 17-18 вв. происходило в чрезвычайно сложных условиях. Находясь в составе РП, Беларуси вместе с ней переживала затяжной кризис. Основными  предметами изучения в Виленской академии и иезуитских коллегиях были теология, латинский язык и философия. Философия рассматривалась как подготовка для усвоения богословия.  

Не в лучшем состоянии находились и науки прикладного характера. Ученые-медики, боясь обвинений, стремились обойти спорные проблемы. Считалось, что с болезнями необходимо бороться при помощи молитв и заклинаний, которые являются более эффективными, чем другие средства.

Во 2 половине 17 в. в Беларуси начали распространяться идеи раннего Просвещения. Их сторонники призывали проводить гос. реформы, считали свободу мышления обязательным условием развития науки. Наиболее яркие ранние просветители: Симеон Полоцкий, Андрей Белобоцкий, Илья Копиевич. Но из-за преследования иезуитов они вынуждены были покинуть пределы Беларуси. В неблагоприятных условиях в Беларуси во 2 половине 17-18 вв. развивалось и образование. Наиболее широкую сеть школ имели иезуиты. На протяжении 16-17 вв. они открыли в Беларуси около 20 коллегий. 

Такая система образования просуществовала до половины 18 в. Но она уже не могла удовлетворить нужды развивающейся экономики. Необходима была реорганизация школьного дела, и она была проведена. В 1773 году для ее проведения была создана адукационная комиссия, запрещалось преподавание теологии. Большое значение придавалось изучению физики, математики, нравственности, физич. воспитанию. Особый интерес вызывают школы, открытые в Гродно и Поставах в 70-е годы 18 века. Это были первые в истории РП профессиональные школы, где готовили врачей, акушеров, ветеринаров, финансовых контролеров, художников и чертежников. В них обучались преимущественно дети крепостных крестьян. Виленская иезуитская академия была реорганизована в Главную школу ВКЛ, первое высшее светское учебное заведение в Литве и Беларуси На территории Беларуси в конце 18 в. широкую известность получили идеи физиократов, которые выступали в защиту равенство людей и критиковали крепостное право. 

Расширение идей Просвещения содействовало развитию печатно-издательского дела. Во 2 половине 18 в. в Беларуси уже действовало 11 типографий. Вместо традиц. летописания появились комедии, интермедии, сатирическая проза, поэзия и другие жанры, а основным художественным направлением стало барокко. Но литературные произведения в это время писались, в основном, на польском языке. Особенно быстрыми темпами развивался школьный театр. Его возникновение было связано с деятельностью иезуитов. Стремясь расширить свое влияние, окатоличить местное население, иезуиты широко использовали театральные представления. Продолжал развиваться и кукольный театр — батлейка. К 30-м годам 18 в. сложилась своеобразная архитектурно-художественная система, получившая название «виленское барокко». Оригинальным памятником «виленского барокко» являются костел в Столовичах, Спасская церковь в Могилеве. В 60-70 года 18 в. в архитектуре начал утверждаться новый стиль — классицизм. В стиле классицизма в это время были созданы дворцово-парковые ансамбли в Ружанах, Гомеле, Шклове. Высокого расцвета во 2 половине 17-18 вв. в Беларуси достигло народно-прикладное искусство. Огромную ценность имеют слуцкие пояса, особенно «литые», созданные в 50-60-е годы 18 в. Высоким худож. уровнем отличались ковры, гобелены, скатерти, ткавшиеся в Мире, Гродно. Подводя итоги, следует отметить, что культура 2 половине 17-18 вв. развивалась в очень сложных условиях, но, тем не менее, достигла высокого уровня развития.