Культурная жизнь в БССР в 30-е годы
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
В конце 20-х и в 30-е годы продолжалось развитие бел. советской литературы. Этому во многом способствовала перестройка писательских организаций, проходившая в стране в 1932-1934 гг., и создание на базе ранее существовавших организаций единой — Союза писателей БССР. Ведущее место в произведениях бел. писателей этих лет заняла героика революц. борьбы и строительства новой жизни, дружба народов, коллективный труд, защита Родины и другие прогрессивные явления. Колас написал повесть «Трясина», Крапива — пьесу «Партизаны». Теме борьбы трудящихся против империалистической войны, за победу социалистической революции были посвящены пьеса Коласа «Война войне», Бядули «Приближенные». Стихи о людях колхозного села написали Купала, Колас, Бровка, Чарот. Теме нового человека, становлению нового общественного сознания были посвящены романы и повести Коласа, Крапивы, Лынькова, Чорного. Теме защиты Родины были посвящены поэмы Глебки «В те дни», Кулешова. Кондрат Крапива - значительным событием в бел. драматургии было появление в 1939 г. его комедии «Кто смеется последним» — высмеивались авантюристы, клеветники, лжеученые. Таким образом, бел. литература в конце 20-х-30-е годы прочно становилась на позиции социалистического реализма и являлась активной силой в борьбе за передовые общественные идеалы, за нового человека, за социализм.
Ведущее место среди театральных коллективов в это время занимал Первый Белорусский государственный театр, где трудились мастера сцены Крылович, Владомирский, Глебов, Жданович. Возглавлял коллектив театра Мирович. На сцене театра ставились пьесы современных бел., русских и украинских драматургов, русской и зарубежной классики. Популярностью пользовались произведения для детей Мавра. В 30-е годы были созданы Русский драматический театр в Минске, театры рабочей молодежи в Минске, Гомеле и Витебске, Театр юного зрителя в Минске.
Во второй половине 30-х годов значительный шаг в развитии сделало музыкальное искусство. Этому способствовало открытие в 1932 г. Белорусской Государственной консерватории, в 1933 г. — Белорусского государственного театра оперы и балета, в 1937 г. — Бел. Гос. филармонии. Осваивая классическое наследие, коллектив театра оперы и балета поставил оперы «Тихий Дон» Дзержинского, балеты «Лебединое озеро» Чайковского. Исполнители Александровская, Денисов, Болотин. В конце 20-х-30-е годы улучшили свое профессиональное мастерство бел. композиторы Чуркин, Золотарев, Аладов, Пукст.
В конце 20-х-начале 30-х годов происходило становление бел. худ. кино. Фильмами немого кино были «До завтра» Тарича, «Кастусь Калиновский» Гардина, «В огне рожденная» Корш-Саблина. Преодолевая формалистические тенденции, бытовавшие в конце 20-х-начале 30-х годов, бел. кинематографисты шли к созданию реалистических худ. кинопроизведений — «Полесские робинзоны» Бахара.
В конце 20-х-30-е годы бел. художники создавали ряд новых произведений. Волков — «Партизаны», Ахремчик — «Подписание манифеста о создании БССР», Филиппович, Красовский, Космачев, Кругер, создали серию портретов бел. писателей, полит. деятелей, передовиков производства скульпторов. Грубе — «Ленин на трибуне», Бразер — скульптуру «Кастусь Калиновский», Глебов, Орлов, Азгур — серию портретов-бюстов Купалы, Коласа, Бядули.
Развивалась архитектура. Оформление Дома правительства, выполненное в 1933-1937 гг. под руководством Манизера. По проекту Лангбарда в 1930-1934 гг. в Минске были построены Дом правительства, Дом Красной Армии, Большой театр оперы и балета, по проектам, Воинова — гостиница «Беларусь». В эти же годы была проведена значительная работа по реконструкции Минска, Витебска, Гомеля, Могилева.