... > История Беларуси > Литература, искусство и...

Литература, искусство и архитектура во второй половине XVI-XVIII в

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Антоний Тизенгауз (1733-1785) Крепостной театр батлейкой классицизм
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Антоний Тизенгауз (1733-1785) — государственный и общественный деятель ВКЛ. Меценат. Провел ряд преобразований в области экономики, науки и образования. Организатор мануфактурного производства. Создатель школ, театра в Гродно. Основатель Гродненской типографии, инициатор издания Газеты Гродненской — первого периодического издания на территории Беларуси .

Театральная жизнь Беларуси на рубеже XVII – XVIII вв. была представлена школьным театром и народным кукольным — батлейкой. В их репертуаре преобладали постановки на польском и латинском языках. Во второй половине XVIII в. происходит становление профессионального театра. При этом преобладали крепостные театры. Магнаты приглашали на придворную сцену зарубежных актеров, музыкантов. Особенно высоким был художественный уровень крепостных театров Несвижа, Слуцка, Шклова, Гродно, Ружан, Слонима, Могилева.

Крепостной театр — в Российской империи до отмены крепостного права в 1861 г. частный театр дворянина, состоявший из крепостных актёров, принадлежавших ему на праве собственности. Актёр крепостного театра был абсолютно бесправен, так как оставался крепостным и вместе со всей труппой мог по решению дворянина быть продан в другие руки, наказан, отправлен на тяжёлые работы. Репертуар, включал оперу, балет и драматические спектакли.

Во второй половине XVIII в. параллельно с поздним барокко развивался классицизм, с конца XVIII в. этот стиль стал определяющим в искусстве. Широкое развитие получило градостроительство. Для классицизма характерны симметричность строений, точность и строгость форм, гармония архитектуры и окружающего природного ландшафта. Под влиянием французских образцов магнаты и шляхта начали создавать в своих имениях дворцово-парковые ансамбли. В этом стиле построены Ружанский и Святский дворцы. Черты классицизма постепенно проникали и в изобразительное искусство. В иконописи новым стало то, что иконы начали писать не только на дереве, но и на полотне. В светской живописи по-прежнему доминировали портретный и исторический жанры.