... > История Беларуси > Общественно-политическая жизнь Беларуси...

Общественно-политическая жизнь Беларуси в конце XIX-начале ХХ в

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Крестьянское движение чересполосица. крестьянской реформы Революционные народники народничество «Гомон» Рабочее движение рабочее движение Социал-демократы Бунд Образование Белорусского социалистической громоды(БСГ)
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Крестьянское движение

Реформа 1861 г. не решила окончательно аграрного вопроса. Непосильные выкупные платежи поглощали 2/3 крестьянского дохода. Чтобы рассчитаться с налогами, крестьяне были вынуждены сразу после уборки — в сезон самых низких цен — продавать свой урожай. Им приходилось брать денежные и натуральные займы у помещика и отправляться на заработки на тяжелую и низкооплачиваемую работу.

Значительно ухудшала положение крестьян чересполосица. В результате проведения крестьянской реформы 1861 г. помещики часто оставляли себе земельные участки среди крестьянских наделов, чтобы привязать крестьян к своему хозяйству, лишить их прогонов для скота, сенокосов. Крестьяне хоть и получили личную свободу, но были существенно ограничены в правах по сравнению с другими сословиями. Только в отношении крестьян вплоть до начала ХХ в. применялась такая позорная форма наказания, как публичная порка розгами. Крестьянин не имел реальной возможности защититься от произвола чиновников и полиции.

Революционные народники

С середины 1870-х гг. на смену поколению шляхетских революционеров пришло народничество. Народники были сторонниками социализма — учения, в котором в качестве цели и идеала выделяются принципы социальной справедливости, свободы, равенства, и общественного строя, основанного на этих принципах. Часть народников разделяла идею крестьянского социализма: возможность перехода к социализму через сохранение крестьянской общины, минуя капитализм. Идеи крестьянского социализма распространились в среде белорусской молодежи, преимущественно среди учащихся средних учебных заведений. Поступив в российские университеты, молодежь вливалась в существующие в них народнические кружки.

В начале 1880-х гг. студенты — уроженцы Беларуси создали в 1884 г.в Петербурге группу «Гомон». Свои задачи и программу группа изложила в двух номерах нелегального журнала «Гомон». Гомоновцы первыми из революционеров заявили о существовании белорусской нации и поставили вопрос о ее национальной самостоятельности. Они доказывали, что белорусский народ имеет свой язык, территорию, культуру, быт, историческое прошлое, а Беларусь представляет собой единый экономический район.

Рабочее движение

В России после реформы 1861 г. набирало обороты рабочее движение. Это происходило из-за стремительного роста рабочего класса и осознанием их своих прав. К борьбе за свои права их подталкивало очень плохие условия труда: продолжительность рабочего дня была 15 часов в сутки, многочисленные штрафы, низкая заработная плата, отсутствие страхования и пенсионного обеспечения. Рабочее движения не имело своего центра, преимущественно было стихийным, требования, которые они выдвигали, в основном касались улучшения своего положения, сокращения рабочее дня и повышения зарплаты.

Социал-демократы

В 70-х годах ХІХ века в Беларуси распространяются идеи марксизма — учение, основанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, учение о революции, о победе социализма во всех странах, о строительстве коммунистического общества. В 1897 г.на съезде в Вильне был создан Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России — Бунд. Бунд считал себя единственным представителем интересов достаточно многочисленного в Беларуси еврейского рабочего класса.

Образование Белорусского социалистической громоды(БСГ)

Начало ХХ в. было отмечено подъемом национального движения. У нового поколения белорусской интеллигенции постепенно зрело понимание необходимости создания собственной политической организации. Ею стала Белорусская социалистическая громада (БСГ) — первая белорусская политическая партия, которая окончательно оформилась в 1903 г. Среди создателей и руководителей БСГ были братья Иван и Антон Луцкевичи, Алоиза Пашкевич (Тётка), Казимир Костровицкий (Карусь Каганец), Алесь Бурбис.

На І съезде в 1903 г. БСГ приняла программу, в которой провозгласила своей целью свержение самодержавия и уничтожение капиталистического строя. Партия стремилась найти опору в рабочем классе, крестьянстве, интеллигенции. В аграрном вопросе БСГ выступала за передачу земли из частной в общественную собственность, провозглашала право каждого человека на занятие земледелием без использования наемного труда. В программе партии были требования 8-часового рабочего дня, установления минимальной заработной платы, бесплатной медицинской помощи.

Политические требования БСГ были следующими: равноправие людей независимо от пола, национальности, вероисповедания; всеобщее равное избирательное право с тайным голосованием, бесплатный суд, свобода слова, печати, собраний, обществ.

По национальному вопросу БСГ постановила добиваться автономии — широкого внутреннего самоуправления для Беларуси в составе Российской демократической республики. Таким образом, белорусская национальная идея в представлениях лидеров БСГ была связана с необходимостью политической борьбы за достижение Беларусью самоуправления в пределах России, когда она станет демократической республикой.