... > История Беларуси > Основные этапы проведения...

Основные этапы проведения рыночных реформ в Беларуси

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

программа перехода к рыночным реформам В 1-й половине 90-х гг. резко снизился жизненный уровень населения. снизился жизненный уровень населения. проведение реформ в 1991-1994гг программу неотложных мер по выводу экономики из кризиса. поэтапное повышение жизненного уровня населения
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

В октябре 1990 г. Верховный Совет (ВС) республики одобрил разработанный СовМином БССР курс развития, в основу которого была положена программа перехода к рыночным реформам экономистов Шаталина и Явлинского, известная под названием «500 дней», которая предусматривала ряд стабилизационных мер, создание основных рыночных институтов, приватизацию, демонополизацию, смену системы государственного регулирования экономики.

Однако уже в первые годы реформирования экономики были допущены ошибки. Национальный банк был выведен из подчинения правительства. При создании уставных фондов коммерческих банков были использованы государственные средства, после чего банки стали приватизированными. Правительство Кебича лишилось мощного воздействия на производство, где еще оставалось в то время более чем 90% государственной собственности.

Разрушение экономических связей после распада СССР ускорило негативные процессы в экономике республики. В 1991 г. в Беларуси произошло падение производства промышленной и с/х продукции. В следующие годы для народного хозяйства РБ стало характерным резкое обострение экономического кризиса, который проявился в снижении всех показателей, падении общественного производства, увеличении дефицита государственных финансов, росте инфляции, падении ценности белорусского рубля.

Сокращение масштабов производства в 1-й половине 90-х гг. было значительным. С учетом нереализованных товарных запасов неоплаченной продукции сокращение производства составило половину уровня 1990 г. основными причинами падения объемов производства в промышленности стало обострение проблемы сбыта продукции, резкое подорожание материальных ресурсов, неплатежи. Однако проведение реформ в 1991-1994гг. позволило создать необходимый минимум основных рыночных институтов, нормативно-правовых документов, преобразовать систему государственного управления экономикой в новую систему, которая опиралась на рыночные регуляторы. Были сделаны практические шаги по либерализации хозяйственных связей, реформированию отношений собственности. Постепенно менялись социально-психические установки субъектов хозяйствования, их экономические отношения. Дефицит товаров на внутреннем рынке уступил место дефициту денег у населения. Свободными стали экономические связи с зарубежными странами.

В тяжелом положении оказалось с/х. Несмотря на то, что в 1990-1994гг. на нужды АПК выделялось 25-30% бюджетных средств и почти столько же он получал дополнительно в виде разных льгот и дотаций, объемы производства с/х сократилось на 14%. Деревня была лишена возможности обновления с/х техники.

В 1-й половине 90-х гг. резко снизился жизненный уровень населения. В 1994 г. за чертой минимального потребительского бюджета оказалось более 60% населения. В условиях массового обеднения населения правительством было принято постановление, согласно которому начали выдаваться кредиты на жилищное строительство.

Недовольство населения РБ моделью рыночных реформ, резкое снижение доходов населения явились основными причинами поражения Шушкевича и Кебича на выборах. Проведение нового курса реформ во 2-й половине 90-х гг. связано с деятельностью Президента РБ Лукашенко. 29 сент. 1994 г. Кабинет Министров предложил ВС программу неотложных мер по выводу экономики из кризиса. Она включала оздоровление кредитной денежной системы, снижению уровня инфляции к концу 1994 г. до 10-11%, а до конца 1995г. – до 3-4%, прекращение падения производства и снижения жизненного уровня народа, переход от политики дотаций всем без разбора к адресным выплатам.

Во 2-й половине 90-х гг. руководство РБ приложило много усилий, чтобы преодолеть кризисные явления в экономике и обществе. Были достигнуты определенные результаты в 1995-1996 гг. Произошло снижение инфляции, осуществление производства в отдельных отраслях и регионах. Впервые удалось удержать в определенных рамках инфляцию, безработицу и сдержать снижение жизненного уровня населения.

1997 г. был наилучшим с точки зрения выполнения намеченных социально-экономических показателей развития страны. Впервые был получен рекордный урожай зерна. Однако положение в с/х оставалось сложным. Коллективное и индивидуальное хоз-во почти полностью прекратили закупку техники, мин. удобрений, хим. средств защиты растений. Неслучайно в 1998 г. и 1999 г. выявился недобор зерна, плодов, ягод, кормов, а также отдельных видов огородных культур.

Курс на социально ориентированную рыночную экономику, осуществление эффективной социальной политики явилось основой внутриполитической деятельности руководства страны. За 1996-1998гг. производство товаров народного потребления увеличилось более чем наполовину. Сохранялась социальная направленность бюджета — 64% его средств (1998) направлены в социальную сферу. Прекращение спада производства, обеспечение некоторого экономического роста содействовали тому, что, начиная с 1996 г., началось снижение уровня безработицы. Однако рост цен по прежнему опережал повышение зарплаты, поэтому ее реальный уровень снижался.

Валютный кризис в РБ в марте и августовский финансовый кризис 1998 г. в России — все это отрицательно сказалось на экономике Беларуси, ибо торговля с Россией составляла более 60% общего товарооборота. В целях преодоления последствий кризиса руководство Б. сделало важные шаги в экономической политике: были проведены унификация валютного курса в отношении бел. рубля и частично либерализация цен, усилена бюджетная дисциплина, осуществлен перевод расчетов на денежную основу, сокращение бартера, что снизило уровень инфляции в 2000 г.

Несмотря на очень ограниченные ресурсные возможности Беларуси, динамично реализуется основная задача — поэтапное повышение жизненного уровня населения. Только за 2001г. реальные денежные доходы населения увеличились на 25%, а реальная зарплата — более чем на 30%. Вместе с тем нужно отметить, что в 2001г. наметилась тенденция замедления эконом. активности. Возрастает объем нереализованной продукции, остается низким уровень инвестиций, треть предприятий оставалась убыточной. Поэтому невыполненной оказалась доходная часть бюджета.

Руководством страны была разработана программа социально-экономического развития на 2001-2005 гг., которая была утверждена на II Всебелорусском собрании. В числе ее приоритетов: инновационная и инвестиционная деятельность, расширение экспорта товаров и услуг, эффективное и динамичное развитие АПК, жилищное строительство, охрана здоровья населения.