1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ >
  4. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЛАРУСИ (1956-СЕРЕДИНА 80-Х ГГ.)

Основные этапы, тенденции, особенности развития культуры Беларуси (1956-середина 80-х гг.)

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

молодые писатели активизации литературной жизни. мемуарный жанр театральное искусство. белорусские композиторы белорусское скульптурное искусство монументализм
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Победа в ВОВ оказала влияние на самосознание людей и тем самым укрепила в них чувство собственного достоинства. Это проявилось в тематике послевоенной литературы и в искусстве.

В белорусскую литературу пришли молодые писатели. Среди них прозаики Шемякин, Брыль, Мележ, Кулаковский, Василевич; поэты Киреенко, Велюгин, Корбан; драматурги Макаенок,Губаревич и др. Широкое признание в республике и за ее границами получили произведения белорусской литературы и искусства. Свидетельством высокого общественного признания явилось награждение Сталинской премией Коласа, Бровки, Кулешова, Шемякина.

Большинство прозаических произведений посвящалось событиям ВОВ («Глубокое течение» Шемякина, «Минское направление» Мележа, «Векопомные дни» Лынькова). Колас окончил работу над трилогией «На росстанях».

В белорусской послевоенной литературе начал развиваться мемуарный жанр. Участниками войны и партизанского движения были написаны произведения «Партизанский край Ливенцева, «Люди особого состава» Козлова и др.

Политическая «оттепель» содействовала активизации литературной жизни. Из сталинских застенков вернулись Александрович, Березкин, Гаврук, Граховский, Дубовка, Шушкевич и др., которые принесли свое видение проблем жизни общества и страны. Появилось новое поколение литераторов — Быков, Бородулин, Зуенок, Короткевич, Науменко, Чигринов и др. Белорусские писатели, поэты, драматурги переосмысливали острые проблемы истории и современности, более правдиво показывали действительность («Ветер века» Гурского, «Люди на болоте» Мележа, «Петроград-Брест» Шемякина). Широкую известность приобрели произведения Быкова. Героической летописью являются произведения Новикова «Руины стреляют в упор» «Дороги скрестились в Минске» и др.

Историческая тема в белорусской прозе нашла воплощение в произведениях Короткевича («Дикая охота короля Стаха», «Черный замок Ольшанский», «Земля под белыми крыльями» и др.).

Ряд интересных произведений создали поэты Бровка, Кулешов, Танк, Панченко, Гилевич, Бородулин, Вертинский, Буравкин, Зуенок и др.

Крупным вкладом в сокровищницу драматургии явились пьесы Крапивы, Макаенка, Петрашкевича. В начале 80-х годов своими пьесами «Выбор», «Рядовые» заявил о себе Дударев.

Дальнейшее развитие получило театральное искусство. Белорусские театры стремились показать на сцене образ современника с его сложным духовным миром. Высокохудожественные образы создали актеры Станюта, Александровская, Глебов, Молчанов, Платонов, Макарова, Янковский.

В послевоенный период новыми музыкальными жанрами овладели белорусские композиторы. Особое внимание они уделяли героической тематике. Были написаны оперы «Олеся» Тикоцкого, «Машэка» и первая опера для детей «Маринка» Пукста, балет «Князь-озеро» Золотарева и др. Активно создавались массовые песни (гимны, марши, городские лирические песни). Песня Соколовского «Мы — беларусы» на текст Климковича в переработанном виде в 1955 г. стала Государственным гимном БССР. В следующие годы в белорусской музыке появились новые имена: Оловников, Лученок, Глебов, Смольский и др.

Послевоенная жизнь Беларуси отражена в полотнах Дорошевича, Кудревич, Волкова, Стельмашонка и др. Увеличился интерес художников к историческому жанру: «Скарына в рабочем кабинете» Сергиевич, «Кастусь Калиновский» Гугеля и Кудревич и др. Укрепил свои позиции жанр натюрморта (Жолтак, Тарасиков, Малишевский). Значительным вкладом в развитие белорусского и мирового искусства явились работы Савицкого «Партизанская мадонна», цикл «Числа на сердце», в котором показаны ужасы немецких концлагерей.

Широкой и разнообразной тематикой определялось белорусское скульптурное искусство. В портретном жанре выделяются произведения Азгура, Глебова, Бембеля, Селиханова, создаются памятники-бюсты Дзержинскому, Купале, Заслонову. Значительным достижением скульпторов стал ансамбль площади Победы в Минске.

Доминирующей тенденцией в искусстве становится монументализм. В жанре скульптуры это предопределило появление мемориальных комплексов «Хатынь», «Брестская крепость-герой», Курган Славы Советской Армии и мн.др.

Обновлялись деревни и города. Проектные организации разработали генеральные планы Минска, Бреста, Витебска и др.

Большое внимание придавалось развитию культурно-просветительских учреждений. В 1954 г. в республике было 7873 библиотеки, 5181 клубов, 2049 кинотеатров, 28 музеев. Увеличился выпуск журналов, газет и книг. В эти годы завершилась радиофикация населенных пунктов. В начале 70-х годов действовала единая система телевидения.