1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ >
  4. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ БЕЛАРУСИ

Основные подходы по изучению истории. Периодизация истории Беларуси

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

формационный подход Цивилизационная концепция периоды
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

К. Маркс выработал формационный подход к истории, синтезировал рационалистическую логику философии истории Гегеля и натуралистические концепции истории. Он видел в историческом процессе эволюцию видов взаимодействия человека и природы в трудовой деятельности.

Маркс выделял несколько этапов развития общества, и, соответственно, несколько типов общества, от наименее развитого до совершенного — несколько общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Формационный метод позволяет вывести общий закон исторического развития человеческого сообщества и отметить общие черты общественных укладов разных стран и разных народов, находящихся на одной исторической ступени, живущих при одном общественном строе. Однако с помощью формационного метода нельзя объяснить те исторические события, в которых решающее значение имели субъективные факторы, сознательные действия людей. Формационный метод не раскрывает особенностей культур и исторических путей народов и других социальных общностей. Этот метод по сути применим только к обществам Древнего Востока, Европейской Античности, Западноевропейского Средневековья и Западноевропейского и Американского Нового времени. В других обществах рабовладельческий, феодальный и капиталистический способы производства либо имели резко отличные черты, либо вообще не существовали. Это означает, что всемирная история не укладывается в одномерное, линейное, поэтапное, ступенчатое развитие, в единый коридор смены формаций.

Цивилизационная концепция — анализ общественного развития, когда история народа рассматривается не сама по себе, а в сравнении с историей других народов, цивилизаций. В отличие от теории общественно-экономической формации, цивилизационный подход применим к истории любой страны, народа, группы стран и т. д. Уже давно обнаружились слабые стороны цивилизационного подхода. Во-первых, не удалось выявить объективных критериев, по которым выделяются цивилизации. По этой причине их число сильно отличается у разных авторов, и возможны различные спекуляции (вплоть до сведения любого народа к особой цивилизации). Во-вторых, неверно отождествление цивилизаций с живыми организмами. Время существования цивилизаций различно, периоды взлета и упадка могут случаться неоднократно. В-третьих, причины генезиса и упадка разных цивилизаций различны.

Познавательная и интеллектуально-развивающая функция исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, из теоретического обобщения исторических фактов, выявления главных тенденций общественного развития. В науке слово «история» часто употребляют в значении «процесс движения во времени и процесс познания во времени». Поэтому при изучении курса отечественной истории важно познание процесса зарождения, становления и функционирования Белорусского государства на различных этапах.

Практически-политическая функция заключается в том, что история как наука, раскрывая на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.

Мировоззренческая функция состоит в том, что историческая наука дает документально точные данные о выдающихся событиях прошлого. Их понимание формирует взгляд на мир, общество, закономерности его развития. Мировоззрение является научным, если опирается на общественную реальность; в общественном развитии это исторические факты.

Воспитательная функция заключается в том, что изучение отечественной истории воспитывает у народа нравственность, формирует гуманистические гражданские качества патриотизма, помогает понять такие категории, как честь, долг перед обществом, позволяет оценивать политических руководителей по результатам их дел.

Периодизация истории Беларуси

Согласно формационному принципу, в истории Беларуси выделяются следующие периоды:

  1. Первобытнообщинный строй (100–40 тыс. лет до н.э.-VIII ст. н.э.);

  2. Феодальное общество (IX ст.-1861 г.);

  3. Период капитализма (1861–1917 гг.);

  4. Эпоха социализма (с 1917 г.).

В соответствии с цивилизационным подходом, в истории человеческого общества на территории Беларуси выделяются следующие периоды:

  1. Древнее общество (100-40 тыс. лет до н.э.-середина I тыс.н.э.):

    • каменный век (40 тыс. до н.э.-3 тыс. лет до н.э.);

    • бронзовый век (2 тыс. до н. э.-начало I тыс. до н. э.);

    • железный век (начало I тыс. до н. э.-середина I тыс. н.э.).

  2. Средневековье (конец V-ХV в. н. э.):

    • начало перехода к классовому обществу и возникновение гocударства на территории Беларуси (VI в.-первая половина XIII в.);

    • развитие феодальной системы (середина XIII в.-XV вв.).

  3. Новое время (XVI в.-начало ХХ в.):

    • оформление феодальной системы и назревание ее кризиса (ХVI в.-конец XVIII в.);

    • генезис и укрепление капитализма (конец XVIII в.-1917 г.)

  4. Новейшее время (1918 г.-наши дни)

Верно ли утверждение?

Тупая зубрёжка работает. Даже когда надо выучить массу новых сведений. Поэтому если готовиться к экзамену в ночь перед экзаменом, можно легко получить наивысший балл.

Верно!

Такой подход – прямой билет на станцию «пересдача». Освой метод флэш-карточек, и тогда к экзаменам не придётся открывать конспект с ощущением, что всё забыто.