1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ >
  4. ПАРТИЗАНСКИЕ РЕЙДЫ И ПАРТИЗАНСКИЕ ЗОНЫ. РЕЛЬСОВАЯ ВОЙНА НА БЕЛАРУСИ

Партизанские рейды и партизанские зоны. Рельсовая война на Беларуси

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

уходили в партизаны «Рельсовая война» Первый этап Второй этап
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Во 2-й половине 1942 г. партизаны начали проводить против оккупантов значительные по своим размерам боевые операции. Например, в 1942 г. был уничтожен мост через Дриссу, что остановило движение на линии Полоцк-Даугавпилс на 16 дней. В ночь на 3 ноября 1942 г. был уничтожен мост через Птичь, что остановило перевозки на 18 дней. 28 августа 1942 г. был уничтожен вражеский гарнизон и коммуникации на ж/д станции Славное. Противник потерял около 120 солдат и офицеров убитыми.

Пополнение партизанских формирований усилилось в связи с мобилизацией белорусской молодежи на работы в Германию. Так, в соответствии с директивой (11 марта 1943 г.) было затребовано около 1 млн. женщин и мужчин. Доля белорусов в этих поставках должна была составлять около 1000 человек ежедневно. Десятки тысяч молодых людей, спасаясь от угона в Германию, уходили в партизаны. В ноябре 1943 г. количество партизан составляло уже 122 тыс. человек.

Усиление партизанского движения на Беларуси позволило народным мстителям перейти к проведению широкомасштабных операций, таких, как, например, «Рельсовая война». Операция проводилась партизанами Беларуси, Украины, Литвы, Латвии, Ленинградской, Калининской, Смоленской и Орловской областей. Главной ее задачей было разрушение ж/д коммуникаций в тылу врага накануне наступательных операций КА. В Беларуси «Рельсовая война» проводилась в три этапа. Первый этап начался в ночь на 3 августа 1943г. и продолжался до середины сентября. Основная цель операции — содействовать контрнаступлению КА под Курском. В определенное время 74 тыс. партизан нанесли множество ударов по ж/д коммуникациям противника. В результате были полностью выведены из строя ж/д линии в районе Бобруйска, Жлобин, Калинковичи, Тимковичи, Осиповичи, ж/д на участках Полоцк-Молодечно не действовала 15 дней, Минск-Молодечно — 10 дней, на линии Могилев-Кричев, Могилев-Жлобин движение было остановлено на протяжении всего августа. За время первого этапа партизаны Беларуси пустили под откос 833 эшелона и 3 бронепоезда, взорвали 184 ж/д моста и 556 мостов на автодорогах, уничтожили множество автомашин и телеграфно-телефонных линий, провели ряд успешных операций по разгрому вражеских гарнизонов.

Второй этап «Рельсовой войны» под условным названием «Концерт» проводился с 19 сентября до начала ноября 1943г. За этот промежуток времени партизаны подорвали 90 тыс. ж/д рельсов, множество эшелонов, 72 ж/д моста. В результате противник был вынужден удвоить количество войск на Беларуси для охраны стратегических коммуникаций своего тыла.

Третий этап «Рельсовой войны» был начат в ночь на 20 июня 1944 г., незадолго до проведения сов. войсками операции «Багратион». На этом этапе партизаны Беларуси непосредственно взаимодействовали с наступающими войсками КА. Были полностью выведены из строя основные ж/д линии, частично парализованы вражеские перевозки почти по всем дорогам Беларуси. Операция «Рельсовая война» помогла разгромить фашистские войска на разных участках фронта в 1943-1944 гг.

Значительную работу по превращению партизанского движения в массовую народную войну против иноземного нашествия выполнили подпольные органы компартии республики, которые пользовались авторитетом среди населения. В тылу издавалось около 170 подпольных газет. За годы войны было издано 28,5 млн. экземпляров листовок. В Беларуси действовало 444 тыс. партизан и подпольщиков.