Политика белорусизации: задачи, этапы, успехи и трудности
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Формы и методы политики РКП(б) по нац. вопросу были конкретизированы и развиты на X (март 1921г.) и XII (апрель 1923 г.) съездах РКП(б) в 1923-1924 гг.
Компартия и правительство Беларуси, исходя из решений этих съездов, разработали комплекс мер по политика белорусизации.
3 этапа:
со времени победы Великой Октябрьской социалистической революции до июня 1923 г. Время создания и укрепления бел. советской государственности, выработки основ нац. гос. политики;
июнь 1923-июль 1924 г.: шла интенсивная разработка конкретных мер по дальнейшему углублению гос. нац. политики, разъяснению среди широких слоев населения задач белорусизации. В июне 1923 г. при ЦК КПБ(б)Б была создана специальная комиссия. В постановлении Пленума был намечен комплекс мер по хоз. возрождению края, территориальному самоопределению бел. народа, развитию бел. языка и расширению сферы его функционирования, развитию нац. культуры и повышению культурного уровня населения, выдвижению и воспитанию кадров партийного, гос., профсоюзного и кооперативного аппаратов из коренного населения, приобщению к активной работе в советском строительстве революционно-демократических элементов нации;
июль 1924-1928 г. практической реализации намеченных мер сессии ЦИК БССР, проходила в июле 1924 г. — был принят ряд специальных постановлений по данному вопросу, а Президиум ЦИК БССР создал специальную комиссию по осуществлению нац. политики во главе с Хацкевичем. Меры по хоз. возрождению, подъему экономики представляли самостоятельное направление в общей политике компартии и правительства Беларуси. С целью учета интересов и потребностей нац. меньшинств — изучения и использования родного языка, сохранения своей самобытности — в местах их компактного проживания были созданы нац. Советы. В 1924-1928 гг. были созданы условия для научной разработки проблем бел языка, его истории, современной лексики и грамматических норм, терминологии на основе изучения народного языка. Основную работу в этом направлении осуществляли народный комиссариат просвещения БССР, Институт бел культуры.
Бел. язык имел преимущественное право для общения между гос., профессиональными и общественными учреждениями. Языком общения органов БССР с органами СССР и других союзных республик был русский язык. Каждому из граждан обеспечивалось право обращаться в любые инстанции и получать ответ на родном языке, право свободно пользоваться им на всех съездах, конференциях.
Осуществлялся перевод преподавания на бел. языке в учебных заведениях и техникумах, работа политико- и культурно-просветительных учреждений, территориальных частей Красной Армии, периодической печати, издательств, на рабфаках. В школах в качестве обязательных предметов изучались история, экономика и география Беларуси, бел. литература. Осуществлялась также белорусизация партийных, гос. и общественных органов и организаций, перевод на него делопроизводства. В 1927 г. бел языком в центральных гос. учреждениях владели 80% служащих. Основная внутриреспубликанская документация печаталась на четырех языках. Документы общесоюзного значения на бел. и рус. яз. В основных научных центрах — на университетских кафедрах, в Инбелкульте, в комиссии истории партии — сформировалось ядро ученых, велись исследования и издавались труды по проблемам истории, общественной мысли и экономики Беларуси, постепенно внедрялся научный подход к решению исследовательских проблем. Ведущую роль в становлении бел. науки играл Инбелкульт, преобразованный в 1929 г. в Академию наук БССР. С 1924 г. в массовом порядке начали создаваться краеведческие организации.
Вскоре в политике белорусизации начали проявляться те тенденции, от которых предостерегали решения X и XII съездов РКП(б): с одной стороны — недооценка нац. особенностей, с другой — их возвеличение и выпячивание. Некоторые работники без учета объективных условий и материальных возможностей стремились форсировать темпы белорусизации. Во многих учреждениях начали составлять списки сотрудников, которым вменялось в обязанности изучить бел. язык в кратчайшие сроки. Если они не укладывались, их увольняли. Курсы организовывались наспех, не хватало учебников, низким был уровень преподавания и т.д.