... > История Беларуси > Попытка реформ управления...

Попытка реформ управления промышленностью в 1955-1965 гг на территории Беларуси

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

«О дальнейшем усовершенствовании организации управления промышленностью и транспортом» (май 1957 г.) «Об улучшении управления промышленностью, усовершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства». экономической реформой.
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Централизованная система управления народным хозяйством являлась довольно эффективной в годы индустриализации, коллективизации, послевоенного восстановления. Она обеспечивала высокие темпы роста экономики в условиях широкого использования экстенсивных форм и методов развития. Однако этот механизм не соответствовал времени НТР. Поиск новых путей происходил в рамках старой административно-командной системы.

В соответствии с законом «О дальнейшем усовершенствовании организации управления промышленностью и транспортом» (май 1957 г.) в БССР была введена территориальная система управления экономикой, создан один экономический район и ликвидировано 9 министерств. Для управления союзно-республиканской промышленностью и строительством был создан Совет народного хозяйства БССР.

Проведенными мерами удалось достичь некоторой стабилизации производства. Однако ненадолго. В промышленности оставалось много негативных явлений. Выпускалась продукция старых образцов, которая не пользовалась спросом. Снизились темпы роста валовой продукции промышленности. К началу 60-х гг. начали выявляться недостатки в системе управления промышленностью по территориальному принципу. Многоступенчатость и параллелизм вызвали многие ненужные соглашения. Укоренение новых образцов машин сдерживалось из-за отсутствия комплексного планирования мероприятий по новой технике.

Недостаточным было внимание к развитию легкой промышленности. Рост отраслей группы «А» опережал рост производства предметов народного потребления (группа «Б») даже в больших размерах, чем было предусмотрено. Главной причиной замедления темпов экономического развития в нач. 60-х гг. являлось исчерпание возможностей экстенсивного развития, несоответствие между значительным увеличением объема производства, возросшей сложностью структуры хозяйствования, экономических связей и тогдашними методами планирования и экономического стимулирования производства.

В марте 1965 г. на Пленуме ЦК КПСС был рассмотрен вопрос «О неотложных мерах по дальнейшему развитию с/х СССР», в сентябре — «Об улучшении управления промышленностью, усовершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства». Меры, которые осуществлялись, назвали экономической реформой.

Фактически реформа состояла из двух частей. Во-первых, в сентябре 1965 г. было решено вернуться к отраслевому принципу управления промышленностью. В Беларуси в октябре 1965 г. вместо одного совнархоза были созданы 6 министерств союзно-республиканских и 3 республиканских (местной промышленности, торфяной, сельского строительства). Во-вторых, определились мероприятия по усовершенствованию планирования и экономического стимулирования промышленного производства. Изменилась система технико-экономических показателей, которые доводились предприятиям сверху (вместо 109 только 9). Предприятия получили право самостоятельно определять рост производительности труда, снижение себестоимости, количество персонала. Производство валовой продукции, как основной показатель, был заменен на объем ее реализации. Из прибыли предприятий, кроме фонда развития производства, создавались фонды для материальной заинтересованности рабочих и проведения социально-культурных мероприятий.

Предусматривалось одновременное усиление централизованного управления народным хозяйством и расширение хозяйственной самостоятельности, инициативы коллективов. Разумеется, что такое совмещение экономических и директивных методов было тяжело совместимым.