Попытки ускорения социально-экономического развития БССР во второй половине 1980-х гг. Политика перестройки в СССР
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Попытки ускорения социально-экономического развития БССР, как и СССР в целом, были вызваны прежде всего снижением показателей в 1970-х-первой половине 1980-х гг. Наблюдалось отставание экономики от достижений научно-технической революции, которая постепенно охватывала все сферы жизни общества. В 1971-1985 гг. белорусская экономика, как и вся советская, все больше отставала от экономически развитых капиталистических стран по эффективности, техническим и технологическим уровням, большинству других показателей. Экономика СССР, за исключением сырьевых отраслей и производства вооружения, была неконкурентоспособной.
Проявление застоя в экономике, нарастание кризисных явлений в середине 1980-х гг. заставили руководство государства искать пути преобразования хозяйственного механизма. Необходимость новой экономической реформы стала очевидной и для руководства. Существовали два возможных пути ее проведения: переход хозяйства к использованию товарно-денежных отношений или очередная попытка усовершенствования командно-административной системы. Партийным руководством был продекларирован первый вариант. Он получил название «курс на ускорение социально-экономического развития страны». Этот курс предусматривал переход на интенсивный путь развития экономики на основе увеличения качественных показателей за счет использования новейших достижений науки и техники, приоритетного развития машиностроения как базы этого процесса, роста производительности труда.
XXVII съезд КПСС (1986) и XIX Всесоюзная конференция КПСС (1988) уточнили политический курс и определили политику перестройки, обновления всех сфер жизни советского общества. Перестройку предусматривалось проводить в рамках социалистического выбора, социалистических идеалов и ценностей под лозунгом: «Больше демократии, больше социализма». Ее целями стали преодоление деформаций социалистического строя, более полное раскрытие его потенциальных возможностей, демократизация всех сторон жизни советского общества, реформирование политических институтов государства. Предусматривалось проведение выборов в Советы всех уровней с участием нескольких кандидатов.
В ходе осуществления политики перестройки значительно расширилась самостоятельность предприятий и объединений в результате их перехода на полный хозяйственный расчет и самофинансирование. Трудовые коллективы получили право избирать руководителей, регулировать заработную плату и отчисления на социальные нужды. Внедрялись прогрессивные формы организации труда — арендные коллективы, хозрасчетные бригады. Более демократической становилась избирательная система, развивались гласность и плюрализм мнений, сформировалась многопартийная система. Больше возможностей появилось для осуществления демократических прав и свобод граждан, творческой деятельности. Вместе с тем в обществе возникли капиталистические тенденции, пропагандировалась идея обогащения любыми средствами. Многие руководители предприятий сдавали в аренду с правом выкупа часть государственного имущества, а затем за символическую плату переводили его в частную собственность. Положение еще больше осложнилось, когда в СССР в 1988 г. был принят Закон «О кооперации».
Под названием кооперативов были узаконены типичные капиталистические предприятия с правом нанимать работников, покупать сырье и полуфабрикаты по стабильным государственным ценам, а продавать продукцию — по свободным рыночным.
С отменой государственной монополии на внешнюю торговлю и разрешением предприятиям и частным лицам продавать товары за границу социально-экономическая ситуация в стране в 1988—1990 гг. существенно ухудшилась. Опустели прилавки магазинов, значительно возросли розничные цены, продукты питания начали отпускаться по «карточкам потребителей», выдававшимся по месту жительства. Началась масштабная международная спекуляция, которая привела к вывозу крупных капиталов за границу и созданию мощных криминальных структур. Экономика СССР и ее денежно-финансовая система пришли в упадок.
Политика «гласности», провозглашенная М. С. Горбачевым, посеяла сомнения в отношении социализма как совершенной системы. Начался процесс постепенной подмены социалистических идеалов другими идеалами и ценностями. Идея социальной справедливости объявлялась вредной и недосягаемой, экономика торгово-базарного типа — вершиной экономической практики. Начали пропагандироваться культ наживы и личной выгоды, а также насилие — то, что в советское время считалось унизительным для человека и общества.
Одним из главных компонентов перестройки была демократизация общественно-политической жизни. Первоначальными ее составляющими являлись гласность, идеологический и политический плюрализм. Демократизация должна была создать социальное и политическое пространство, в котором формировались благоприятные условия для активизации человеческого фактора.
Первоначально демократизация и гласность в Беларуси стали проявляться в национально-культурных и экологических формах. Эти процессы влияли на пробуждение национального самосознания, повышение активности различных социальных слоев, и в первую очередь, молодежи. В 90-х гг. под влиянием перестройки в Беларуси создаются клубные объединения «Талака», «Паходня», «Тутэйшыя». Они обращаются к наиболее сложным проблемам истории и культуры нашей страны, включаются в политическую жизнь страны в связи с признанием властью идеологического и политического плюрализма.
Важным направлением демократизации общества явилось формирование правового государства. Это связывалось с началом пересмотра и систематизацией законодательства. До мая 1992 г. Верховный Совет принял 153 новых закона, в том числе такие принципиально важные, как «О государственном суверенитете», «О собственности», «О земле» и т.д.