1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ >
  4. ПРЕДПОСЫЛКИ ЦЕРКОВНОЙ УНИИ. БРЕСТСКИЙ СОБОР 1596 Г. И ЕГО РЕШЕНИЯ

Предпосылки церковной унии. Брестский собор 1596 г. и его решения

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Униатская церковь
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Анализ документов показывает, что Брестская церковная уния не стала случайным явлением, в ней оказались заинтересованы общественно-политические силы, в том числе и Ватикан. Против восстановления единства церкви не выступал и византийский патриарх. Но он, как и другие православные иерархи, под унией подразумевал равноправный союз. В первой попытке реализовать идею церковной унии во вселенском масштабе была принята в XIII в., на II Лионском соборе 1274 г. Но она оказалась неудачной. Не была реализована Флорентийская уния, одобренная решением церковного собора 1438-39 гг. Унию не поддержала Москва. Ватикан не отказался от своих планов, но решил изменить подход к церковной унии, реализовав локальный вариант унии в рамках РП. Учитывались не только трудности, с которыми столкнулась православная церковь после завоевания Константинополя турками, но и изменения в Восточной Европе. Еще при Ягайло стали предприниматься попытки осуществить унию с участием константинопольского патриарха. Сторонниками унии тогда были: Витовт, Свидригайло и другие.

Для осуществления церковной унии благоприятствовали те настроения, царившие в духовенстве.

Православное духовенство ВКЛ давно имело тесные связи с представителями католичества и испытало воздействие не только этой церкви, но и вообще западноевропейской культуры.

В конце XVI в. усложнилось положение православной церкви. Она теряет влияние в обществе, отодвигается на второй план. В ходе Контрреформации ее покинули известные деятели из древних семейств (по Смотрицкому — 47 семейств).

Так, первым подал мысль об унии епископ львовский Гедеон Балабан, конфликтующий с местным братством. Его поддерживали епископ луцкий Кирилл Терлецкий, пинский Леонтий Пельчицкий и Холмский Дионисий Збирульский. Именно эти четыре епископа летом 1596 г. составили специальную грамоту, в которой заявили согласие перейти под главенство Ватикана, при сохранении православной церковью своих обрядов. Несколько позднее их поддержал и брестский Каштелян Ипатий Потей, вскоре ставший епископом брестским и владимирским. Согласие на унию дал глава православной церкви РП Михаил Рогоза. Число сторонников унии расширилось. С 1590 г. развернулась деятельность по подготовке церковной унии.

После был выработан документ из 32 (33) статей, переданный в Рим. Вся эта подготовительная работа проводилась за спиной основной массы православных верующих. Деятельность по подготовке унии стала известна. В связи с движением против унии, было решено созвать церковный собор (начался в октябре 1596 г. в Бресте). На собор были приглашены представители католиков и православных (магнаты, шляхта). Среди участников собора выявились существенные различия, и общего собора не получилось.

Состоялось 2 собора: униатский и православный. В униатском соборе участвовали представители Папы Римского, глава православной церкви Рогоза, 4 иезуита, в том числе Петр Скарга, Лев Сапега и Радзивилл. Каждый собор принял свое решение и оба решения были направлены королю. Король учредил униатское решение. В декабре 1596 г. было издано распоряжение, по которому все православные РП должны были перейти в униатство. На основе решений Брестского собора была оформлена Брестская церковная уния, которая на Беларуси действовала до 1839 г. Униатская церковь признала верховенство Папы Римского и основные догмы католического вероучения. Глава церкви разорвал отношения с византийским патриархом. Сохранились православные обряды, проведение обрядов на церковнославянском языке, униаты могли вступать в брак.