Развитие культуры ВКЛ в XIV-XV вв
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
В XIV-XV вв. в развитии культуры на белорусских землях произошли значительные изменения. Постепенно терялись традиции полоцкой и гродненской архитектурных школ, декоративно-прикладного искусства древнерусского времени. Наряду с традиционной культурой, сформированной на византийской основе, на белорусских землях начинают проявляться элементы западноевропейских художественных стилей.
Архитектура
Романский стиль, господствовавший в Западной Европе с X по XII в., не получил в XIV-XV вв. на территории Беларуси широкого распространения. Отдельные его черты проявлялись только в единичных памятниках архитектуры и скульптуры. Зато значительно большее влияние на развитие белорусского искусства оказал готический стиль, возникший в Европе в XII в. Для готического стиля, проявившегося прежде всего в архитектуре, были характерны остроконечные, вытянутые вверх очертания, большие окна со стрельчатыми арками, крестообразные, звездчатые или сотовидные своды, которые создавали неповторимый узор на потолке. Все это создавало впечатление легкости строения, его стремления вверх, к Богу, что было особенно важно при возведении церквей и костелов. Значительное внимание уделялось скульптурному оформлению зданий, использованию витражей — окон с рисунками из цветного стекла.
На белорусских землях первые строения в готическом стиле начали возводиться в конце XIII в. В XIV–XV вв. готика стала господствующим стилем и в скульптуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве. Ломаные, вычурные формы готического стиля придавали человеческим фигурам и даже просто декоративным узорам чрезвычайную выразительность. Проявления готики продолжались на белорусских землях очень долго и встречались даже в XVII в.
До середины XV в. самыми мощными в Великом княжестве Литовском были замки, принадлежавшие великому князю. В дальнейшем активно начинают строиться замки магнатов. Самым известным магнатским замком на территории Беларуси является Мирский замок, возведенный в начале XVI в.
Замковой архитектуре были присущи простота и суровость. Постоянная военная угроза наложила отпечаток и на культовое строительство. В XIV–XV вв. здесь также закрепляется готический стиль. Для белорусской готики при возведении храмов были свойственны большая сдержанность и суровость в сравнении с западноевропейской, а также использование кирпича, а не камня. Главной же особенностью архитектуры готических храмов на территории Беларуси являлись треугольные остроконечные фасады, иногда с побеленными нишами. Стены укреплялись специальными подпорками — контрфорсами, что создавало впечатление величия и монументальности. Арки и ниши в белорусских готических храмовых строениях иногда делали не стрельчатыми, а округлыми, что придавало им сходство с романским стилем. До наших дней сохранились готические костелы в деревнях Вселюбь, Ишкольдь, Гнезно и др.
Первоначально готика на территории Беларуси была связана с возведением католических костелов. Однако вскоре она распространилась и в православном зодчестве. На рубеже XV-XVI вв. на белорусских землях распространился специфический тип церкви, в котором соединялись черты готики, традиционного византийско-русского стиля и элементы оборонительного характера. По сегодняшний день возвышаются церкви оборонительного типа в Сынковичах и Маломожейкове. Их внешний вид определяют островерхие треугольные готические фронтоны и оборонительные башни по углам. Такие церкви были не единственными на территории Беларуси. Даже Софийский собор в Полоцке, возможно, был перестроен на рубеже XV и XVI вв. в подобном стиле.
Живопись и скульптура
В XIV–XV вв. дальнейшее развитие получило изобразительное искусство. По-прежнему большое значение имела иконопись, развивавшаяся на основе византийско-русских традиций. Большое признание получили белорусские мастера фресок. До сегодняшнего дня сохранились их росписи в ряде польских и белорусских храмов.
Самыми известными являются фрески замковой часовни в Люблине начала XV в., в том числе портрет Ягайло, в Витебске — портреты Ольгерда и его жены Ульяны, в Тракайском замке — Витовта.
Сильное влияние византийской традиции сохранялось в книжной миниатюре, однако и тут она вынуждена была немного отступить под натиском новых культурных веяний. Весьма характерной в этом смысле является Радзивилловская летопись. Новым явлением в искусстве на белорусских землях в XIV–XV вв. стала скульптура.
Ее развитие в этот период было связано с культовым зодчеством, прежде всего католическим, потому что православная церковь отдавала предпочтение иконам. Самым ранним скульптурным изображением на территории Беларуси является распятие XIV в. из д. Голубичи Витебской области, выполненное в романском стиле. В XV–XVI вв. распространяется готическая скульптура. Самым популярным сюжетом этого времени была юная Дева Мария с младенцем на руках. Встречаются также изображения святых. Скульптурные изображения XV–XVI вв. отличались прежде всего своей величественностью, что подчеркивалось монументальностью поз и ломаными складками одежды. Вместе с тем в отдельных готических скульптурах XVI в. стали прослеживаться и новые черты, присущие искусству Возрождения — интерес к внутреннему миру человека, его самобытности, более свободные позы.
Литература
Развитию белорусской литературы в XIV-XV вв. благоприятствовало то, что старобелорусский язык имел в Великом княжестве Литовском статус официального языка государства. Сначала основу литературы составляли, как и ранее, произведения религиозного характера — богослужебные книги, Библия, в том числе евангелия. Они переписывались обычно монахами в монастырях на церковнославянском языке. Выдающимися образцами подобной литературы являются Лавришевское, Мстижское и другие евангелия. В XV в. появились и первые переводы религиозной литературы на старобелорусский язык.
В XV в. были созданы выдающиеся летописные произведения. Это «Летописец великих князей литовских» (1420-е гг.) и Белорусско-литовская летопись (1446 г.). В них последовательно отстаивалась политика верховной власти ВКЛ по укреплению государства, восхвалялась борьба великого князя с непокорными феодалами.