1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ >
  4. РАЗВИТИЕ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ БЕЛАРУСИ В ПЕРВОЕ ПОСЛЕВОЕННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ

Развитие науки и культуры Беларуси в первое послевоенное десятилетие

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

совершенствованию системы школьного образования восстановлению системы высшего образования борьбы с «национализмом» театральные коллективы Беларуси художников Беларуси
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

За годы оккупации сожгли и разрушили на Беларуси 6808 школ, уничтожили более 20 млн. экземпляров учебной литературы. Поэтому в первые послевоенные годы в республике проводилась работа по интенсивной постройке и ремонту школьных зданий, изготовлению школьного оборудования. Уже в 1946/47 учебном году на Беларуси работало 11300 школ, но 4,5 тыс. из них располагались в наемных зданиях. Школы плохо обеспечивались учебниками, художественной литературой, наглядными пособиями, из-за чего в первом полугодии 1946/47 уч.г. около 254 тыс. учеников получили неудовлетворительные оценки, 40 тыс. ушли из школы. В послевоенные годы делались новые шаги по совершенствованию системы школьного образования. Был осуществлен переход к обучению с семилетнего возраста, введены обязательные экзамены в 4 и 7 классах, а в 10 классе — экзамены на аттестат зрелости. За успехи для лучших учеников были введены золотая и серебряная медали. Постепенному повышению уровня работы общеобразовательной школы содействовало улучшение состава учительских кадров. Увеличивалось количество учителей с высшим и незаконченным высшим образованием. Недостатки: многие школы размещались в наемных зданиях, не имели спортивных залов, учебных кабинетов, было много переростков, на низком уровне велось преподавание многих предметов, безразлично относился к белорусскому языку русифицированный партийно-государственный аппарат, из-за чего сократилось количество белорусских школ.

Проводилась работа по восстановлению системы высшего образования. Уже в 1944/45 уч.г. начали работу 22 высших учебных заведениях из 25, которые были до войны. Начиналось обучение по специальностям, каких не было до войны. в 1948 г. был открыт Минский государственный педагогический институт иностранных языков. Однако и в работе ВУЗов имелись сложности. Неудовлетворительно велось строительство учебной базы многих ВУЗов. Они были недостаточно обеспечены преподавательскими кадрами. В это время в республике не было ни одного доктора наук по физике, математике, философии, русскому и белорусскому языкам и др. Сокращалось изучение национальной истории и культуры. В БГУ даже была закрыта кафедра истории Беларуси. Значительно было свернуто преподавание на белорусском языке.

В сложных условиях восстанавливалась деятельность научных учреждений — академических, некоторых отраслей промышленности и сельского хозяйства. Уже в 1946 г. начали работу 38 научных учреждений. Некоторая их часть входила в состав Академии наук БССР, которая восстановила свою деятельность в 1944 г. количество академических учреждений увеличилось с 8 в 1945 г. до 28 в 1950 г. Среди них насчитывалось 15 научно-исследовательских институтов. Появление новых отраслей хозяйства в послевоенное время потребовало вместе с развитием традиционных для Беларуси отраслей знаний — с/х, общественных и др. — больше внимания уделять физике, математике, химии, машиностроению. Приобрели известность научные исследования академиков АН БССР Годнева, Горева, Губкина, Ерофеева, Купревича, Лупиновича, Никольского, Ермоленко и др. Однако в целом деятельность ученых была довольно незначительной. На развитии науки отражались слабость ее материально-технической базы, административные, волевые методы управления. В сложных условиях находились общественные науки, где установки Сталина считались «последним» словом в теории и практике, бесспорной истиной. Это сдерживало научную мысль.

В это время административно-командная система целиком абсолютизировала приказные методы управления литературой и искусством. Однако писательская организация Беларуси постепенно отходила от больших потерь. В начале 1947 г. она насчитывала 76 человек. Ее ряды пополнили Брыль, Велюгин, Василевич, Киреенко, Мележа и др. Для помощи им при Союзе писателей работал кабинет молодого автора. Новая волна вмешательства в творчество началась с проведения кампании борьбы с «национализмом», которая развернулась в начале 50-х гг. Все делалось для того, чтобы не выпустить в печать произведения, которые отражали национальное в жизни белорусского народа. Политика борьбы с инакомыслием не могла не отразиться на творчестве. Многие литературные произведения не показывали трудностей, которые переживала республика в годы послевоенного восстановления (Стахович «Под мирным небом», «Широкие горизонты»; Кравченко «Становление»; Гурский «Хлеб» и др.). Тем не менее белорусская литература за послевоенное десятилетие пополнилась произведениями, которые вошли в сокровищницу белорусской литературы (Шемякин «Глубокое течение»; Мележ «Минское направление»; Крапива «Поют жаворонки», «Константин Заслонов»;, Макаенок «Простите, пожалуйста»). За 1946-1952 гг. в республике было издано 180 названий произведений белорусских авторов.

Возобновляли деятельности театральные коллективы Беларуси. Уже в 1945 г. работало 12 театров. Однако были поставлены спектакли белорусских драматургов. На протяжении ряда лет ЦК утверждал репертуар театров. Значительным событием стала постановка «Константина Заслонова». В 1950 г. театры осуществили постановку 50 новых спектаклей. Увеличились выезды театральных коллективов в колхозы, совхозы, на предприятия. В 1955 г. Белорусскому государственному театру им. Я. Купалы было присвоено звание «академический».

Росли ряды художников Беларуси. В 1954 г. Союз художников Беларуси насчитывал 82 члена и 40 кандидатов. Однако культ личности оставил отпечаток и на этом виде искусства. Для многих полотен характерна надуманность композиции, парадность, официальность. Основной темой являлось изображение подвига народа в ВОВ (Охремчик «Защита Брестской крепости», Зайцев «Парад белорусских партизан в 1944 году в Минске», Хрусталев «Константин Заслонов» Шибнев «Пленных ведут»). Проблемы восстановления хозяйства – Дорошевич «После работы», Кудревич «В родной колхоз», Стельмашонок «Молодые строители Минска». Героическая тема оставалась доминирующей и в деятельности скульпторов. Самым значительным достижением было завершение в 1954 г. ансамбля площади Победы в Минске (авторы — Азгур, Бембель, Глебов, архитекторы — Король, Заборский).

Верно ли утверждение?

Тупая зубрёжка работает. Даже когда надо выучить массу новых сведений. Поэтому если готовиться к экзамену в ночь перед экзаменом, можно легко получить наивысший балл.

Верно!

Такой подход – прямой билет на станцию «пересдача». Освой метод флэш-карточек, и тогда к экзаменам не придётся открывать конспект с ощущением, что всё забыто.