Развитие образования и науки во второй половине 1950-х-1980-е гг
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Рост знаний об окружающем мире, человеке, обществе стал необходимым для дальнейшего развития БССР в условиях развертывания научно-технической революции. В процессе формирования индустриального общества значительную роль сыграла школа. Большим достижением стало введение с 1958 г. обязательного 8-летнего образования. Были созданы средние общеобразовательные трудовые политехнические школы с производственным обучением. Работали школы рабочей и сельской молодежи, расширялось профессионально-техническое обучение. Были созданы профессионально-технические училища (ПТУ), готовившие квалифицированных рабочих.
В первой половине 1970-х гг. был завершен переход ко всеобщему среднему образованию: 98 % выпускников 8-х классов продолжили учебу для получения среднего образования в 10-летней школе, а также в средних специальных учебных заведениях. Среднее образование давали также профессионально-технические училища. В процессе получения образования учеников готовили к участию в производительном труде. Главная роль в этом принадлежала межшкольным учебно-производственным комбинатам. Однако из-за недостаточной оснащенности материальной базы они не могли обеспечить учеников знаниями и навыками, необходимыми для сознательного выбора профессии.
Качество образования и уровень подготовки выпускников средней школы не всегда соответствовали требованиям производства. В развитии образования главным считался всеобщий охват молодежи учебой и получение ею аттестата зрелости. Повышение качества образования часто было невозможно из-за недостатка средств для развития материально-технической базы обучения.
Расширялась подготовка специалистов с высшим образованием. Были открыты новые учебные заведения: Могилевский машиностроительный институт, Витебский технологический институт легкой промышленности, Минский радиотехнический институт, Могилевский технологический институт и др. Чтобы подготовить специалистов для новых отраслей промышленности БССР — радиофизики, электроники, радиотехники и др., прием в высшие и средние специальные учебные заведения с 1958 по 1965 г. увеличился более чем в 2 раза. В последующие годы количество высших и средних специальных учебных заведений увеличивалось.
Много учеников воспитала учительница средней школы № 28 г. Минска Ариадна Ивановна Казей, сестра Марата Казея. Эта женщина воплотила в своей жизни безграничную силу духа нашего народа, его веру в жизнь и в себя. Оставшись в 17 лет после военного лихолетья без ног, которые отморозила, будучи в партизанах, она смогла не просто выжить, но и уверенно пройти сложный путь заслуженной учительницы БССР. За свой труд была удостоена звания Героя Социалистического Труда.
Следует отметить, что развитие образования в БССР в 1960-1980-е гг. шло наряду с последовательным сокращением белорусскоязычного обучения. В середине 1980-х гг. только 21,3 % школ работали на белорусском языке. На рубеже 1980-1990-х гг. определилась положительная тенденция с внедрением белорусского языка в учебно-воспитательный процесс.
Белорусская наука развивалась как составная часть общесоюзной. Ведущая роль в ее развитии принадлежала Академии наук БССР, которую возглавлял в 1969-1987 гг. Н. А. Борисевич. По определенным научным направлениям республика достигла значительных успехов. За разработки в области математики, физики, электронно-вычислительной техники, биологии, медицины многие ученые стали лауреатами Ленинской и Государственных премий СССР и БССР, 12 из них были удостоены звания Героя Социалистического Труда. Так, академик АН БССР М. Е. Мацепуро стал лауреатом Ленинской премии за разработку и внедрение в сельскохозяйственное производство высокоэффективных технологий механизированного освоения заболоченных земель и уборки картофеля. Звание Героя Социалистического Труда было присвоено члену-корреспонденту АН БССР, выдающемуся хирургу-офтальмологу, талантливому ученому в области глазных болезней Т. В. Бирич. Героем Социалистического Труда стал уроженец Брестчины Г. А. Илизаров, Академик АН СССР, известный во всем Советском Союзе хирург-ортопед, который разработал универсальный аппарат фиксации для лечения переломов и деформаций костей. В химической науке наиболее важными были достижения в области полимеров, которые стали основой для получения пластмасс и синтетических волокон. В биологии особое значение имели открытия в областях генетики и генной инженерии, которые нашли применение в выведении новых сортов сельскохозяйственных растений и пород животных.
В условиях научно-технической революции решающее значение приобрело внедрение научных открытий. Оно способствовало повышению производительности и улучшению условий труда, качества продукции. В БССР быстрыми темпами шло развитие радиоэлектроники и интегральной микроэлектроники, вычислительной техники. На предприятиях был налажен выпуск станков особо высокой точности.
П. Климук и В. Коваленок первыми среди белорусов стали летчиками-космонавтами СССР и дважды Героями Советского Союза. Они внесли большой вклад в освоение космоса. Каждый из них совершил по три космических полета. Даже на околоземной орбите встретились наши земляки. В 1978 г. П. Климук во время своего третьего космического полета вместе с польским космонавтом М. Гермашевским встретился на орбитальной станции «Салют-6» с В. Коваленком, который провел в невесомости в совокупности 214 суток .
Однако внедрение научных разработок в производство сталкивалось с определенными трудностями. В 1980-е гг. в условиях замедления темпов социально-экономического развития снизилась и эффективность науки. В связи с сокращением расходов на ее развитие СССР, в том числе БССР, начал терять прежние позиции в области космических разработок, телевидения, компьютеров, робототехники.