1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ >
  4. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В БЕЛАРУСИ (1990-2004 ГГ.)

Развитие образования в Беларуси (1990-2004 гг.)

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

система среднего специального и профессионально-технического образования расширилась сеть ВУЗов.
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Экономический кризис, который сопровождал переходный период, отразился на социально-культурной сфере. Так, бюджетные расходы Министерства культуры составляли всего 0,6-1% расходной части государственного бюджета, вместо 3%, зафиксированных в Законе о культуре, а Министерство образования — 5,5-6,5% (согласно Закона об образовании — 10%). Руководство страны делало попытки, чтобы поддержать учреждения образования и культуры, но средств на это хватало не всегда. На низком уровне находилась оплата труда творческой интеллигенции, что привело к выезду за границу страны деятелей культуры и науки.

Однако, несмотря на это, в сфере образования и культуры произошло много положительных изменений. Удалось в основном восстановить бывший уровень обеспеченности детей соответствующего возраста дошкольными учреждениями. Если в 1994 г. детские сады и ясли посещали 58% детей, то уже в 2000 г. — 71%.

На протяжении 90-х гг. были сделаны попытки по усовершенствованию национальной системы образования. С 1998 г. началась реформа 4,5 тыс. общеобразовательных школ. Ее основными чертами стали: демократизация системы образования, ориентация ее на общечеловеческие ценности, создание условий для гармоничного развития личности, повышение качества и эффективности образования. Начата работа по оптимизации сроков обучения и объема полученных знаний. Начался переход на 12-летнее обучение, в т.ч. на 10-летнее базовое. Возникли новые формы образовательных учреждений, появилось более 120 государственных гимназий, лицеев, колледжей. Все это позволяет обеспечить индивидуальную работу с учениками, создает новые возможности для более ранней специализации и раскрытия талантов. Значительное внимание придается обучению иностранным языкам.

В стране развивается система среднего специального и профессионально-технического образования. В 156 колледжах, техникумах и др. учреждениях среднего специального образования обучается 150 тыс. юношей и девушек. В 249 учреждениях профтехобразования учится более 135 тыс. человек.

В 90-е гг. расширилась сеть ВУЗов. Система государственного высшего образования Беларуси объединила 44 университета, академии. Наряду с ними возникло 20 негосударственных учебных учреждений, обучение в которых платное. Испытание временем из них выдержали только 12, однако альтернативность форм ВУЗов стала фактом. За десятилетие кол-во студентов возросла со 190 тыс. до 300 тыс. человек. В 2001 г. стал каждый 2-й выпускник средней школы. Количество специальностей позволяет почти полностью удовлетворить экономические нужды РБ в кадрах. С 1995г. количество аспирантов увеличилось на 55%.

С целью дальнейшего повышения качества высшего образования в стране, необходимостью присоединения Беларуси к образовательному пространству СНГ, Европы и мира, в ВУЗах РБ по инициативе Белгосуниверситета начат переход к двухстепенной системе подготовки специалистов с высшим образованием.

В Беларуси сформировалась национальное система учебного книгоиздания. Вышли в свет около 3 тыс. учебников, в том числе 1350 для средних школ, 760 — для ВУЗов, 155 — для техникумов, 80 — для системы профтехобразования, 192 учебные пособия – для обучения детей с особенностями развития. В 1997 г. возобновлена разработка и производство картографической продукции для общеобразовательных школ. В 2000 г. прошел переход на 10-балльную систему оценку знаний.

Верно ли утверждение?

Тупая зубрёжка работает. Даже когда надо выучить массу новых сведений. Поэтому если готовиться к экзамену в ночь перед экзаменом, можно легко получить наивысший балл.

Верно!

Такой подход – прямой билет на станцию «пересдача». Освой метод флэш-карточек, и тогда к экзаменам не придётся открывать конспект с ощущением, что всё забыто.