1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ >
  4. РЕФОРМАЦИЯ И КОНТРРЕФОРМАЦИЯ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ В XVI-XVII ВВ

Реформация и Контрреформация на территории Беларуси в XVI-XVII вв

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Кальвинизм Идеи Реформации кальвинизм Арианство Симон Будный Контрреформация орден иезуитов.
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

В результате Реформации образовалось новое течение в христианстве — протестантизм или протестантство. Протестантизм имел свои течения: лютеранство, кальвинизм, цвинглианство, англиканство и др. На территории Беларуси первые протестантские общины начали появляться в середине XVI ст.

Кальвинизм

Наибольшее распространение здесь получил кальвинизм — направление протестантизма созданное французским проповедником Жаном Кальвином (1509-1564). Его приверженцы считали Библию единственным источником веры и проповедовали изначальную предначертанность человеческой судьбы. Согласно кальвинистскому учению, Бог заранее избрал одних людей на спасение, а других — на погибель. Но человек должен верить, что Христос спас именно его, и доказать это своим трудолюбием.

Идеи Реформации в ВКЛ распространились преимущественно в магнатской среде (князья Радзивиллы, Кишки, Сапеги, Ходкевичи, Тышкевичи и др.). Известным представителем реформационного движения в ВКЛ, сторонником кальвинизма был Николай Радзивилл Черный, который оставил большой след в деле реформирования церкви. Н.Р. Черный — один из известнейших политических деятелей ВКЛ — канцлер Великого Княжества Литовского, воевода виленский, человек, которого называли некоронованным королем Беларуси и апостолом Реформации. После принятия кальвинизма М.Р. Черным начался массовый переход шляхты ВКЛ в кальвинизм. Переход в кальвинизм большей части политической элиты Великого Княжества обусловил активное распространение Реформации на территории Беларуси. По всей стране началось учреждение реформаторских церквей, из-за границы приглашаются известные своим интеллектом проповедники, при церквях открываются школы, как начальные такой высшие, а Виленская школа, основанная Н.Р. Чёрным, в конце XVI веке претендовала даже на статус академии. Эти школы давали лучшее образование, чем католические, и также способствовали распространению Реформации.

Идеи кальвинизма соответствовали свободолюбивым представлениям магнатов и шляхты. Кальвинизм не допускал государственного контроля над церковью. Принимая протестантское вероучение, магнаты и шляхта таким образом выступали против Люблинской унии, поскольку католическая церковь активно поддержала идею включения ВКЛ в состав Польши. Нужно учитывать и тот фактор, что часть шляхты стремилась обогатиться за счет владений церкви.

Арианство

В 1560-е гг. из кальвинизма выделилось направление Реформации — арианство (антитринитаризм) — радикальное направление, представители которого проповедовали антифеодальные взгляды. Ариане отрицали догмат о триединстве Бога (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух), не признавали крещение младенцев, считали Иисуса Христа только человеком. Наиболее широко арианство распространилось в Новогрудском и Брестском воеводствах. Арианские сборы во второй половине XVI в. действовали в Новогрудке, Клецке, Ивье, Несвиже и других городах Беларуси. Всего насчитывалось около 20 общин.

В арианстве выделяют два течения: умеренное, выступавшее за постепенное изменение феодальных порядков, и радикальное, резко критиковавшее крепостничество, политику государственного насилия, феодальные войны.

Симон Будный

К умеренному течению антитринитаризма принадлежал Симон Будный (1530-1593) — белорусский мыслитель и гуманист эпохи Возрождения, реформатор, теолог, филолог, историк, поэт, философ, педагог. В 1558 г. по приглашению Н.Р. Черного С. Будный приехал в Вильно, преподавал на белорусском языке катехизис в протестантской школе. Он основал Несвижскую типографию, где в 1562 г. издал на белорусском языке книги «Катехизис» и «Про оправдание грешного человека перед Богом».

Василий Тяпинский (1530-1590) — гуманист-просветитель, писатель, книгопечатник. Он был сторонником арианства, т.е. выступал против учения о Троице.

Контрреформация

Со второй половины XVI в. католическая церковь начала борьбу за восстановление позиций католичества. Это движение получило название контрреформация. Одним из главных орудий борьбы с Реформацией стал орден иезуитов. В столице Великого Княжества Литовского Вильне иезуиты появились на следующий год после Люблинской унии. Орден иезуитов занимался прежде всего проповеднической деятельностью. Иезуиты выступали на городских площадях с проповедями, преподавали основы католической веры, проводили благотворительные акции (создавали бесплатные аптеки, ухаживали за больными, помогали голодавшим крестьянам). Главная задача иезуитов — борьба с реформацией. Они закрывали протестантские и православные школы и типографии, сжигали «вредные» книги. С помощью налаженной системы образования (коллегиумы) на их сторону примкнуло молодое поколение. Воздействовали иезуиты на широкие народные массы и с помощью монастырей и костелов. Начался усиленный процесс вытеснения протестантизма католицизмом. Шляхта и магнаты из протестантизма возвратились в католичество. И в конце XVII века Реформация была побеждена.