1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ >
  4. РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1990-Х. ГГ.-НАЧАЛА XXI В

Республика Беларусь во второй половине 1990-х. гг.-начала XXI в

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

острый политический кризис республиканский референдум Конституции Республики Беларусь
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Создание в 1991 г. суверенного государства — Республики Беларусь — вызвало необходимость оформления ее национальной государственности.

В середине 1990-х гг. назрела необходимость четкого определения полномочий Президента, Правительства и Парламента, поскольку наблюдался определенный дисбаланс взаимоотношений между различными ветвями власти. Становление президентской (исполнительной) вертикали власти и стремление депутатов Парламента (Верховного Совета) сохранить свой статус, к которому они привыкли за предыдущие годы, вызвало острый политический кризис. В Верховном Совете Республики Беларусь группа депутатов стала добиваться ограничения полномочий Президента. В то же время сам Верховный Совет оказался неспособным координировать деятельность различных государственных структур. В сложившихся обстоятельствах следовало индивидуализировать социальную и политическую ответственность высшего руководства за свою деятельность. Для вывода страны из кризиса нужна была сильная президентская власть, преимуществами которой стали бы быстрое реагирование на ситуацию, принятие и реализация наиболее рациональных решений.

Важную роль в преодолении противостояния между законодательной и исполнительной ветвями власти сыграл республиканский референдум, проведенный 24 ноября 1996 г. Его целью стало уточнение статей Конституции Республики Беларусь, посвященных осуществлению принципа разделения властей.

По конституционному положению единственным источником государственной власти в Республике Беларусь является народ. Поэтому по предложению Президента Верховный Совет Республики Беларусь обратился непосредственно к народу.

На голосование были вынесены два проекта обновленной Конституции, предложенные один — Президентом, второй — частью депутатов Верховного Совета (фракциями аграриев и коммунистов). Проект Конституции, предложенный Президентом, предусматривал расширение его полномочий как главы государства. В альтернативном депутатском проекте вообще не предусматривалась должность Президента, институт президентства ликвидировался и предлагалось возвращение к парламентской республике . По сути, голосование отвечало на вопрос о том, кого поддержит белорусский народ. Итоги референдума стали свидетельством широкой поддержки населением Беларуси курса Президента, направленного на преодоление политического кризиса в стране.

За принятие Конституции Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями (новая редакция Конституции Республики Беларусь), предложенными Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, проголосовало 70,4 % избирателей. Проект Верховного Совета Республики Беларусь поддержало 7,9 % избирателей. Большинство избирателей (88,2 %) проголосовало также за предложение Президента о переносе Дня Независимости Республики Беларусь (Дня Республики) с 27 на 3 июля — день освобождения Минска от гитлеровских захватчиков.

Предложение Верховного Совета Республики Беларусь по ограничению президентских полномочий на референдуме было отклонено. Конституция Республики Беларусь с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г., вступила в силу.

Президентский вариант Конституции, который был принят на республиканском референдуме, создал новую модель государственного устройства Беларуси. В нем наиболее последовательно закреплена реализация принципа разделения властей, восстановлено равновесие ее трех ветвей, баланс между обязанностями и правами главы государства, повышен статус исполнительной власти в системе государственных органов.

Согласно Конституции Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.) главой государства является Президент Республики Беларусь. Он считается гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.

Представительный и законодательный орган власти — Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь. За Парламентом закреплены функции обсуждения и принятия законов, государственного бюджета, контроль за исполнением бюджета. 

Исполнительную власть в нашей стране осуществляет Правительство — Совет Министров Республики Беларусь. В своей деятельности он подчинен Президенту и ответственен перед Парламентом. Правительство состоит из Премьер-министра, заместителей Премьер-министра и министров.

Судебная власть принадлежит судам и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной власти. Судебная система Республики Беларусь включает Верховный суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды.

Согласно новой редакции Конституции подтверждается, что Республика Беларусь является унитарным демократическим социальным правовым государством. Она делится на административно-территориальные единицы — области, каждая из которых не имеет статуса самостоятельного государственного образования. Вместе с тем области обладают определенной самостоятельностью в решении многих вопросов, сочетают общегосударственные интересы с интересами местного населения.

В новой редакции Конституции Республика Беларусь провозглашена социальным государством. Это значит, что основной целью Республики Беларусь является создание условий для свободного и достойного развития личности, реализации ее интересов, которые отражены в законных формах и соответствуют интересам общества, нации и государства. Это одна из самых отличительных черт Конституции.