Состояние сельского хозяйства Беларуси в первой половине XIX в. Реформы П. Киселева.
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
В первой половине XIX в.в сельском хозяйстве Беларуси с возрастанием спроса на хлеб на внутреннем и внешнем рынке росла товарность помещичьих хозяйств. Помещики расширяли запашку новых площадей, в том числе и за счет крестьянских угодий. Одной из важнейших культур стал картофель. Он стал не только важным продуктом питания, но и основным сырьем винокуренных заводов, которые давали до 60% всех доходов помещичьих хозяйств. В имениях помещики стали сеять сахарную свеклу, открывать сахарные заводы. В крупных и средних помещичьих хозяйствах начали использоваться сельскохозяйственные машины, сортовые семена, удобрения. Увеличились нормы дополнительных работ.
Реформа П. Киселева в государственной деревне (1840-1857 гг.). По решению правительства в западных губерниях началась реформа среди государственных крестьян. Инициатором и основным проводником реформы стал министр государственных имуществ России. В результате повинности уменьшились на 30-35% на западе Беларуси и на 62-65% — на востоке. Позже все государственные крестьяне были переведены на оброк, прекращалась практика сдачи их в аренду. На местах создавались выборные крестьянские органы самоуправления, которым доверялось решение хозяйственных, административных и судебных дел. Управляющим имениями запрещалось применять к крестьянам физические наказания.
Проведение инвентарной реформы в помещичьей деревне (1844-1857 гг.). С целью ослабления кризиса крепостнических отношений в помещичьей деревне правительство пошло на проведение инвентарной реформы, начало которой положил указ 1844 г. Суть ее сводилась к регулированию размеров наделов и фиксации повинностей крепостных крестьян. Этим занимались губернские инвентарные комитеты из государственных чиновников и представителей дворянства. Обязательные инвентари были введены во всех имениях Западной, Центральной и, частично, Восточной Беларуси. Реформа встретила сопротивление помещиков. Власти несколько раз меняли подходы при ее осуществлении, поэтому она затянулась до 1857 г. Несмотря на крепостную ограниченность, непоследовательность и незавершенность реформа ставила предел власти помещиков и открывала возможности крестьянам для отстаивания своих интересов. В целом реформы 40-50-х гг.XIX в. не затрагивали основ феодальных порядков.
Промышленность Беларуси в первой половине XIX в. находилась на стадии мелкотоварного и мануфактурного производства. Фабрики были еще единичными явлениями. Собственниками большинства промышленных предприятий являлись помещики, которые использовали дешевый труд крепостных крестьян. Небольшое количество мануфактур и фабрик принадлежало купцам и мещанам. Они нанимали рабочих за денежную плату. Характерной особенностью промышленности Беларуси была ориентация на переработку сельскохозяйственного сырья. Поэтому промышленные предприятия находились преимущественно в сельской местности, а не в городах.
Торговля. В конце XVIII-первой половине XIX в. проводились работы по улучшению путей сообщения. Началось строительство почтовых дорог, а с 1830-х гг. — и шоссейных. С востока на запад пролегло магистральное шоссе Москва — Брест — Варшава, с севера на юг — Петербургско-Киевская дорога. Подверглись реконструкции или были построены каналы, соединившие реки бассейнов Черного и Балтийского морей. По Днепру, Припяти, Западной Двине пошли пароходы. Первый пароход мощностью 12 лошадиных сил был построен англичанином А. Смитом – механиком гомельского имения, принадлежавшего графу Н. П. Румянцеву, и прошел испытания на Соже в 1824 г. Значительно увеличилось количество пристаней, а грузооборот по главным рекам Беларуси за 1844-1860 гг. возрос более чем в 2 раза.
Города и поселки Беларуси в первой половине XIX в. оставались центрами ремесла и торговли, промышленные предприятия там были редкими. Удельный вес городского населения в Беларуси на протяжении первой половины XIX в. составлял около 10%. Население городов было многонациональным, но преобладали евреи. Основной формой организации торговли в Беларуси в первой половине XIX в были ярмарки. Постепенно распространялась стационарная торговля в лавках и магазинах. Аграрный характер экономики белорусских губерний предопределил структуру торговли: вывозилось сырье, ввозились промышленные товары. В развитии торговли важное значение имели пути сообщения: сухопутные (почтовые тракты, шоссе), водные (каналы, реки).