Становление и развитие общеобразовательной школы в Беларуси в 20-е годы
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Начало массовому походу за ликвидацию неграмотности было положено еще декретом СНК РСФСР от 26 декабря 1919 г. за подписью Ленина «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Однако в Беларуси в отличие от РСФСР систематическая работа в этом направлении началась позже — в конце 1920 г. Только после окончания гражданской войны. Военно-революционный комитет издал приказ, обязывающий всех неграмотных в возрасте от 8 до 50 лет учиться на родном или русском языках.
С этого времени в развернулась большая работа по учету неграмотных, организации школ, курсов по ликвидации неграмотности среди взрослого населения, обеспечению их учебниками, бумагой, помещениями и т.д. К этому делу Компартия Беларуси привлекла Советы, профсоюзы, комсомол, кооперативы и другие общественные организации. В 1923 г. в стране было создано общество «Долой неграмотность!». Однако в восстановительный период еще не было достаточных материальных средств, чтобы придать этой работе нужный размах. К концу первой пятилетки неграмотность среди взрослого населения была почти ликвидирована. Недостатки — непродуманность, спешка и ограниченность задач, проявления компанейщины, низкое качество обучения. С 1926 г. начали открываться школы для малограмотных, которые уже давали знания в объеме начальной школы.
После перехода к НЭПу, в 1922 г., в БССР была проведена реформа школьной системы. Основным звеном ее становилась семилетняя трудовая общеобразовательная школа. В Витебской и Гомельской губ., которые входили в это время в состав РСФСР, сохранялась еще девятилетняя школа. Но развитие образования сдерживалось из-за недостатка средств, которые шли в первую очередь на восстановления промышленности, транспорта, с/х. Сокращение сети школ происходило и по причине реорганизации школьной системы. Школьно-хоз. советы, созданные из представителей народного образования, профсоюзов и местных жителей, заботились об обеспечении школ оборудованием, организовывали ремонт помещений. Проводились субботники и воскресники по оказанию помощи школе. Крестьяне брали содержание школ на себя. В январе 1923 г. по предложению Ленина были сокращены расходы на содержание гос. аппарата и освободившиеся средства были выделены на нужды народного образования.
По мере дальнейшего восстановления народного хоз-во стало больше средств выделяться и на содержание школ. Это произошло уже в 1924-1925 учебного года. В результате сеть школ вновь начала расширяться, и количество обучающихся увеличиваться. Большие трудности возникали с подбором и комплектованием школ учительскими кадрами, организацией их работы, созданием бытовых условий. В 1925-1926 уч.г. 26% учителей не имели среднего образования, 62% — специальной подготовки. Их надо было учить и перевоспитывать одновременно. В связи с этим была организована переподготовка учителей, повышена их заработная плата.