1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ >
  4. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В БЕЛАРУСИ В 20-Е ГОДЫ

Становление и развитие общеобразовательной школы в Беларуси в 20-е годы

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

«О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» общество «Долой неграмотность!» реформа школьной системы
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Начало массовому походу за ликвидацию неграмотности было положено еще декретом СНК РСФСР от 26 декабря 1919 г. за подписью Ленина «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Однако в Беларуси в отличие от РСФСР систематическая работа в этом направлении началась позже — в конце 1920 г. Только после окончания гражданской войны. Военно-революционный комитет издал приказ, обязывающий всех негра­мотных в возрасте от 8 до 50 лет учиться на родном или русском языках.

С этого времени в развернулась большая работа по учету неграмотных, организации школ, курсов по ликвидации неграмотности среди взрослого населения, обеспечению их учеб­никами, бумагой, помещениями и т.д. К этому делу Ком­партия Беларуси привлекла Советы, профсоюзы, комсомол, кооперативы и другие общественные организации. В 1923 г. в стране было создано общество «Долой неграмотность!». Однако в восстановительный период еще не было достаточ­ных материальных средств, чтобы придать этой работе нужный размах. К концу первой пятилетки неграмотность среди взрослого населения была почти ликвидирована. Недостат­ки — непродуманность, спешка и ограниченность задач, прояв­ления компанейщины, низкое качество обучения. С 1926 г. начали от­крываться школы для малограмотных, которые уже давали зна­ния в объеме начальной школы.

После перехода к НЭПу, в 1922 г., в БССР была проведена реформа школьной системы. Основным звеном ее становилась семилетняя трудовая общеобразовательная школа. В Витебской и Гомельской губ., которые входили в это время в состав РСФСР, сохранялась еще девятилетняя школа. Но развитие образования сдержива­лось из-за недостатка средств, которые шли в первую очередь на восстановления промышленности, транспорта, с/х. Сокращение сети школ происходило и по причине реорганиза­ции школьной системы. Школьно-хоз. советы, созданные из представителей народного образования, профсоюзов и местных жителей, заботились об обеспечении школ оборудованием, орга­низовывали ремонт помещений. Проводились субботники и вос­кресники по оказанию помощи школе. Крестьяне брали содержание школ на себя. В январе 1923 г. по предложению Ленина были сокращены расходы на содер­жание гос. аппарата и освободившиеся средства были выделены на нужды народного образования.

По мере даль­нейшего восстановления народного хоз-во стало больше средств выделяться и на содержание школ. Это произошло уже в 1924-1925 учебного года. В результате сеть школ вновь начала расширяться, и количество обучающихся увеличивать­ся. Большие трудности возникали с подбором и комплектовани­ем школ учительскими кадрами, организацией их работы, созда­нием бытовых условий. В 1925-1926 уч.г. 26% учите­лей не имели среднего образования, 62% — специальной подготовки. Их надо было учить и перевоспитывать одновременно. В связи с этим была орга­низована переподготовка учителей, повышена их заработная плата.