1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ >
  4. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 20-Е Г

Становление и развитие высшего и среднего специального образования в 20-е г

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

БГУ классовый принцип. система рабфаков при высших учебных заведениях
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Событием большого культ. и полит. значе­ния явилось открытие 30 октября 1921 г. в Минске БГУ. 1 ноября 1921 г. уже начались занятия на медицинском фак-те и фак-те об­щественных наук, а несколько ранее — на рабфаке. В 1922 г. в университете открылся педагогический фак-т, в 1925 г. — фак-т народного хоз-ва и советского права. Народный комиссариат просвещения РСФСР направил сюда известных уче­ных. Первыми профессорами университета были Прилежа­ев, Никольский, Перцев.  Первый ректор БГУ — профес­сор Пичета.  

БГУ стал важнейшим центром подготовки специалистов высшей квалификации в БССР. В 1925 г. вышли первые специалисты. К этому времени количество студентов в БГУ увеличилось вдвое по сравнению с 1921 г. В восстановительный период были созданы и первые спец. высшие учебные заведения. 1 июля 1922 г. на базе по­литехнического института, основанного в декабре 1920 г., был открыт Бел гос. институт сельского и лес­ного хоз-ва с двумя факультетами — лесным и агрономичес­ким. 

В связи с первым укрупнением БССР в 1924 г. отошли 2 высших учебных заведения — Горецкий земледельческий институт, возобновленный в апреле 1919 г., и Витебский педагогический институт. Но с целью концент­рации сил и средств Витебский пединститут был слит с педагоги­ческим фак-том. БГУ, а в августе 1925 г. с/х институты в Минске и Горках объединены в Бел с/х академию- находилась в Горках. Она имела четыре фак-та: мелиорационный, лесной, земле­устроительный и агрономический. На базе Витебского с/х техникума начал работать ветеринарный институт. Всего в 1925 г. в БССР работали 3 высших учебных заведения. В соответствии с нуждами хоз. и культуры создавались техникумы различных профилей: инду­стриально-технические, с/х, экономические, педагогические, медицинские, музыкальные и художественные. 

В 1921 г. на базе трех летних педагогических курсов в Минске, Борисове, Бобруйске были открыты педагогические техникумы. В 1925-26 уч.г. в БССР действовало 10 педагогических техникумов. В 1921-1925г.г. было открыто несколько с/х техникумов, увеличилось количество индустриальных. 

В основу комплектования высших и средних специальных учебных заведений был положен классовый принцип. Однако в число студентов, особенно первых наборов, попадало много не­трудовых элементов. Детей рабочих и крестьян из-за того, что материально они хуже были обеспечены и имели низкую образо­вательную подготовку, в вузах было мало. Чтобы увеличить рабочую прослойку среди студентов вузов, еще в годы гражданской войны по инициативе рабочего класса и комсомола возникла система рабфаков при высших учебных заведениях. Цель: ускорить подготовку детей рабочих и трудового крестьянства для поступления в высшую школу. В 1925-1926 уч.г. в БССР действовало три раб­фака — имели дневные и вечерние отделения. На дневном срок обучения был трехлетним, на вечернем — четырехлетним. На протяжении этого времени слушатели должны были овладеть знаниями в объеме 4-5 старших классов средней шко­лы.

В вузах и техникумах одновременно перестраивалась учеб­но-воспитательная работа и содержание преподаваемых дисцип­лин. В учебные планы вузов вводились новые курсы — история социалистической революции, Советского гос-ва и права, историч. материализм и др. Принимались меры и по подготовке преподавательских кадров. Их готовил Институт красной профессуры в Москве. Партийные организации вузов посылали туда на учебу наиболее подготовленных коммунистов. После окончания вузов при кафедрах оставляли способных к на­учной деятельности студентов. Некоторые выпускники команди­ровались для прохождения практики в научные учреждения и учебные заведения других республик.